Слайд 2
В каких видах детской деятельности используется театрализованная игра?
Виды детской деятельности:
- игровая,
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд,
- конструирование,
- изобразительная,
- музыкальная,
- двигательная.
Слайд 3
Какое время наиболее благоприятно для организации театрализованных игр?
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организованна
в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.), а также запланирована специально в недельном расписании НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Слайд 4
Формы организации театрализованной деятельности
Слайд 5
Театрализованная деятельность включает в себя:
театрально-игровую,
ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве),
вводную беседу.
Слайд 9
Содержанием театрализованной деятельности является
не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или
сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий.
Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение. Однако и переигрывать не рекомендуется – дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.
Слайд 11
Игра-драматизация [греч. drama — действие] —
игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого-либо
литературного произведения или сказки. Сюжет игры-драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения - роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.
Слайд 13
Режиссёрские игры для детей – это разновидность детского
творчества, где присутствует воображаемая ситуация. Ребёнок в таких играх
проявляет своё творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя её участников (как правило, это игрушки и предметы).
В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.
Слайд 14
Важная особенность этих игр состоит в переносе функции
с одного объекта реальности на другой. Их сходство с
режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.
Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.
Слайд 15
Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в
соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток,
теневой, на фланелеграфе и др.).
Настольный театр игрушек.
Настольный театр картинок.
Стенд-книжка.
Фланелеграф.
Теневой театр
Слайд 16
Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая
наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако
режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры.