Слайд 2
Гуманистическая культура Возрождения испытывает кризис.
В XVI ‒ первой
трети XVII в. утрачивается утвердившаяся гармонии между телесным и
духовным, природой и человеком. Формируется западноевропейский литературно-художественный стиль, получивший название маньеризм. Некоторые исследователи не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.
Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм», как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития ‒ от античности до современности.
Слайд 3
Еще существовало равновесие между феодализмом и развивающимся капитализмом,
который оказывал пока еще слабое влияние на общественную жизнь.
В же время это был век, уже наполненный противоположностями:
Абсолютная и ограниченная монархии,
буржуазная республика;
католицизм и протестантство;
гуманизм и буржуазный индивидуализм.
Все они оказывали свое влияние на науку и искусство, которые приобретали все более преобразовательный характер.
Вслед за Италией национальные культуры возникают в других странах.
Слайд 4
Париж превращается в общепризнанный центр культуры, а Европа
становится континентом, на котором начали зарождаться элементы мировой культуры.
Могущественные
государства Западной Европы начинают диктовать свои правила экономического, социально-политического и культурного общежития.
Западный мир облетает девиз Ф. Бэкона:
«Знание – сила!».
Европа обладала и тем, и другим.
Слайд 5
Возникает стиль барокко – ведущее стилевое направление в
искусстве Европы и Америки с середины XVI в.
Для стиля характерны
грандиозность, пышность, патетическая приподнятость, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению реального и иллюзорного, контрасту масштабов и ритмов, светов и тени, отсутствию прямых линий.
Для барокко свойственна тенденция к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, оратория), торжественное монументально-декоративное единство.
Слайд 6
Дворцы и храмы, городские ансамбли и усадьбы благодаря
роскошной и причудливой пластике фасадов, игре светотени, сложным криволинейным
планам и очертаниям приобрели живописность и динамичность.
Парадные интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркалами, росписями.
В скульптуре и живописи использовались эффектные декоративные композиции, получили развитие парадные портреты.
Слайд 7
В Италии, на родине барокко,
этот стиль проявился
в живописи А. Корреджо, М. Караваджо,
в архитектуре и скульптуре
Л. Бернини, в Нидерландах – в живописи П. Рубенса,
А. ван Дейка,
в Испании – в реалистической живописи Х. де Риберы и Ф. Сурбарана.
В России развитие искусства барокко отразило рост и укрепление дворянской абсолютной монархии в середине XVIII в.
Слайд 8
Программные параметры барокко выражены в скульптурной группе Л. Бернини
«Экстаз святой Терезы», выполненной автором для небольшой церкви Санта
Мария делла Виттория.
Слайд 9
В европейской культуре XVIII в. господствует общеевропейский стиль
классицизма, обратившийся к формам античного искусства как к идеальному
эстетическому эталону.
Тенденции классицизма наметились в пластических искусствах Италии еще во второй половине XVI в.
Однако как целостная художественная система классицизм сформировался в XVII в. лишь во Франции, в период укрепления и расцвета французского абсолютизма.
Слайд 10
Классицизм основывался на идеях философского рационализма,
на представлениях
о разумной закономерности мира, о прекрасной облагораживающей природе.
Главные его
темы:
конфликт общественных и личных начал,
долга и чувства,
раскрытие возвышенных героических и нравственных идеалов.
Для классицизма характерны регламентация художественных правил, строгая иерархия жанров, строгие содержательные границы и четкие формальные признаки.
Слайд 11
XVIII столетие вошло в историю Запада прежде всего
как эпоха Просвещения.
Корни его были заложены в предыдущем веке.
Новое столетие не случайно назвали эпохой Просвещения.
Научное знание, бывшее до этого привилегией узкого круга ученых,
распространяется вширь и выходит за пределы университетов, лабораторий, узких кружков и кабинетов мыслителей, попадает в светские салоны Лондона и Парижа,
становится предметом обсуждения людей, популярно излагавших последние достижения науки и философии.
Слайд 12
Уверенность в мощи и возможностях человеческого разума, в
прогрессе науки, создающей условия для экономического и социального благоденствия, –
вот пафос эпохи Просвещения, сформулированный еще в XVII в. Ф. Бэконом, Т. Гоббсом и Р. Декартом.
В XVIII веке
во-первых, значительно сильнее прослеживается связь науки с практикой;
во-вторых, критика передовых умов Европы направляется не только против схоластики, но и метафизики, пришедшей ей на смену.
Слайд 13
Из Англии идеи Дж. Локка попали во Францию,
где встретили восторженный прием, потому что открывали дорогу к
формированию таких черт, как прагматизм, предприимчивость и изобретательность.
В работах Дж. Локка формулируются
естественные права человека на жизнь, свободу и собственность, являющуюся результатом труда человека.
Европейские просветители разработали довольно стройную концепцию прошлой, настоящей и будущей эволюции человечества, основу которой составили понятия:
«естественное состояние», «естественное право», «природа человека», «общественный договор».
Слайд 14
По мнению мыслителей, эволюция человечества началась с «естественного
состояния», покоилась на «естественном праве», которое соответствовало «природе человека»
с ее естественными качествами и принципами – свободой, равенством, братством, справедливостью, любовью
и другими, присущими только человеку и отличающими его от других живых существ.
Эти качества, как считали мыслители, рождались вместе с человеком и являлись неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
Большой вклад в разработку идей Просвещения внесли, прежде всего, французские просветители.
Слайд 15
Чтобы защитить свои естественные качества и принципы, между
людьми было достигнуто соглашение –
«естественный договор».
Так, не по
воле Бога,
а в результате «естественного договора» возникло государство, а вместе с ним
право, закон и власть.
Отход от «естественного права» привел
к неравенству и несправедливости,
которые должны будут устранены и в «светлом будущем» вновь восторжествует «естественное право».
Слайд 16
На пути к «светлому будущему» просветители видели два
главных препятствия:
деспотизм в лице абсолютной монархии и обскурантизм
религии и церкви.
Деспотизм и обскурантизм демонстрировали крайне отрицательное отношение к просвещению и науке.
Поэтому возлагались большие надежды на просвещенного монарха, «государя-философа».
Это была утопическая мечта просветителей, веривших в силу разума, прогресс и способность человека к бесконечному самосовершенствованию.
Слайд 17
Идеи Просвещения были использованы идеологами Великой французской революции.
Концепция
политического плюрализма, теория прав и свобод человека нашла свое
выражение в «Декларации прав человека и гражданина»,
принятую Учредительным собранием 28 августа 1789 г.
Декларация провозглашала неотъемлемыми правами человека свободу личности, слова, совести, равенство всех граждан перед законом, объявила неприкосновенной частную собственность.
Слайд 18
События на рубеже XVIII и XIX столетий на
европейском континенте ослабили веру просветителей в возможность перехода к
более совершенному обществу.
Великая французская революция вызвала у целого ряда мыслителей разочарование.
Идеи Просвещения исчерпали себя, заставив человечество задуматься, в чем же заключается его историческое предназначение.
Человечество в лице своих передовых мыслителей продолжало искать Истину на основе Разума,
а в европейскую действительность входил и утверждался капиталистический способ производства.
Слайд 19
Искусство эпохи классицизма и рококо
Внутри видов искусства идет
процесс дифференциации, изменяются существующие и возникают новые его жанры.
В
музыке рождается опера, появляются кантаты и оратории.
Настоящий расцвет переживал европейский театр. В XVII в. в Англии продолжали творить В. Шекспир, в Испании – Лопе де Вега, во Франции работали блестящие драматурги – П. Корнель, Ж. Расин, Ж.Б. Мольер.
В живописи самостоятельными жанрами становятся пейзаж и психологический портрет, возникает натюрморт.
Слайд 20
Рядом сосуществовали новые и старые идеи. Сохраняли свои
позиции готика и барокко.
Предпринимались попытки и глубоко осмыслить
жизнь, и подойти к ней более легковесно.
Часть общества жила по принципу:
«после нас – хоть потоп»,
другая руководствовалась идеей, сформулированной В. Гете и выраженной
в музыке Л. Ван Бетховена:
«Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой».
Сложные процессы, протекавшие в экономической, политической и научной сферах, не могли оставить в стороне художественную культуру.
Слайд 21
Рококо – стилевое направление в европейском искусстве первой
половины XVIII вв.
Возникло во Франции. Связано с кризисом абсолютизма.
Для него характерен уход от реальной жизни в мир фантазии.
Архитектура рококо нашло проявление в характере декора, приобретшего манерно-утонченный вид. Широкое использование получили резные и лепные узоры, завитки.
В убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных рамах, многочисленные зеркала.
Для живописи и скульптуры характерны пасторальные сюжеты. Преобладали рельефы, статуи и статуэтки, бюсты, предназначенные для убранства интерьеров.
Слайд 22
В планировке зданий и облике зданий стиль рококо
проявился мало. Влияние рококо заключалось лишь в том, что
ордерные формы становились более легкими, грациозными с оттенком интимности и привлекательности.
Таким примером может послужить расположенный в версальском парке королевский дворец – Малый Трианон.
Слайд 23
В убранстве Версаля много барочной пышности.
Зато в парке
– ковры газонов, водные зеркала, прямые аллеи.
Парк Королевского дворца
в Версале. Южный партер. 1680-е гг.
Слайд 24
XVIII веку суждено было стать столетием музыки.
Огромный вклад
в ее развитие внесли австрийские и немецкие композиторы – Иоганн
Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, проживший полвека в Англии, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен и др.
Во многом благодаря их таланту музыка вышла на ведущее место среди других искусств.
Бах был композитором и органистом, работавшим во многих музыкальных жанрах (кроме оперы).
Для ряда своих произведений он использовал библейские сюжеты: «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну».
Бах создал произведения для органа, скрипки, виолончели, клавира (клавесина), флейты с клавесином, оркестра.
Слайд 25
Людвиг Ван Бетховен.
Соната № 8. Часть 3.
Слайд 26
Ж.Л. Давид. «Клятва Горациев». 1784 г.
Слайд 27
Под воздействием Великой французской революции в Европе произошли
изменения.
Они нашли свое отражение в новом восприятии свободы,
родины, религии.
Не обошли они стороной и творчество испанского художника Ф. Гойя.
Художник оставил целый мир образов:
короли, инфанты, гранды, актрисы, ученые…
В его работах отражаются и его религиозность, и прославление свободы, и «бунт против общества».
В 1789 г. он стал придворным художником и мог наблюдать моральные нравы и разложение двора и правительства.
Слайд 28
Ф. Гойя выполнил
серии гравюр «Капричос» и «Бедствия
войны».
Гравюра из серии «Капричос»
«Сон разума порождает чудовищ».
(№ 43).
1793 –1803 гг.