Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему курс “human-machine interaction(hmi)” Лекции 2,3.hmi -парадигмы взаимодействия

Содержание

Основные задачи человеко-компьютерного взаимодействияКакой должна быть интерактивная система, чтобы быть понятной и удобной в применениии, восприимчивой к потребностям пользователей?Как измерить степень удобства применения интерфейса (его юзабилити)? История проектирования интерактивных систем связана с рядом парадигм HMI.
курс “Human-Machine Interaction(HMI)”  Лекции 2,3.HMI -парадигмы взаимодействияМагистратура “ИВК”(ФКН)Гаршина В.В. garshina@cs.vsu.ru Основные задачи человеко-компьютерного взаимодействияКакой должна быть интерактивная система, чтобы быть понятной и Парадигмы HMIИстория появления. Принципы. Первоначальная парадигмапакетная обработкаImpersonal computing (Research and Development )— американский стратегический исследовательский центр –  «фабрика мысли» (think tank)  http://www.rand.org.. основан в RAND Древо родственных связей ранних компьютеров  50-х и 60-х годов. Корень - ENIAC Eniac (1943)  Electronic Numerical Integrator» («Электронный числовой интегратор»), позднее к названию Характеристики Eniac (1943) На создание ENIAC ушло 200 000 человеко-часов и 486 804,22 доллара Mark I (1944)первый американский программируемый компьютер. Разработан IBM и молодым гарвардским математиком Говардом Эйкеном и ещё четырьмя IBM SSEC (1948)   IBM Selective Sequence Electronic CalculatorСобственная система команд Stretch (1961) Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениInteractive computing Работа пользователей в режиме разделения времени (Time-sharing)1940 and 1950 – развитие вычислительных РАФОС (RT-11 Real Time — в режиме реального времени) небольшая однопользовательская операционная система реального времени фирмы DEC Тетрис на ДВК-2 - клоне PDP-11, Tetris on PDP-11 http://www.youtube.com/watch?v=SDB7LG_rGGM Фотогалерея старых компютеров  http://www.tis.kz/oldpc.phpУстройства ввода-вывода Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениСетевое взаимодействие пользователейCommunity computing Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениСетевое взаимодействие пользователейГрафический дисплей% Устройства видео отображенияБолее удобны чем бумага1962 – Альбом Ивана Сазерленда 	(http://www.youtube.com Ivan Инструменты  программированияРаботы Дугласа Энгельбарта (Стэнфордский исследовательский институт)Демонстрация Augment системы NLS (oN-Line System) NLS (oN-Line System)Дисплей NLS, клавиатура и мышь Появление первой (деревянной! мыши). Изобретатели -Дуглас Энгельбарт и Билл Оригинальная мышь небольшой Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениСетевое взаимодействие пользователейГрафический дисплейМикропроцессоры и ПКPersonal computing Персональные компьютеры (ПК)1970 - LOGO Пейперта- язык для простого графического программирования для Принцип - МетафораРеализуется в интерфейсе связыванием вычислительной и управляющей деятельности с ее Алан Кей и его Dynabook (динамическая книга) По сути, она должна быть SmalltalkSmalltalk представлял собой графическую среду разработки (как современные IDE), но он не Оконные системы и WIMP интерфейс1981 - Xerox Star первая коммерческая система управления Принцип -Манипулирования данными1982 – Shneiderman описал подход HMI, основанный на графическом представленииВизуализация “Apple Computer” (1976) (Steve Jobs,Steve Wozniak)Первопроходцы – GUIпопулярный компьютер Apple, отображающий графику Lisa от AppleБазовая конфигурация 32-битный процессор Motorola 68000 с тактовой частотой 5 МГц Операционная система  Lisa Office System (Lisa OS) Набор из семи офисных программ, В январе 1985 года на базе Лизы был создан Macintosh XL, где Windows 1.0 (1983) OS/2  1988 году вышла первая версия – проект, призванный заменить DOS — Windows 3 был первым популярным интерфейсом для PC Windows 95 окончательно закрепил лидирующие позиции Microsoft в GUI. Она побила все Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениСетевое взаимодействие пользователейГрафический дисплейМикропроцессоры и ПКWWWGlobal information Первая концепция - Гипертекста1945 - Ванневар Буш (Vannevar Bush, 1890–1974), научный советник Ванневар Буш, 1940 год Особенности Memex [ Bush 1945]Коллекция документов на микрофильмах. Рабочая станция, содержит документы на Если пользователь желает получить определенную книгу, он набирает на клавиатуре ее код Теодор Нельсон  (Theodor Holm Nelson) (1937-)середина 1960-х - Нельсон описывает гипертекст как Под “гипертекстом” я понимаю …Макет of transpointing windows (окна с взаимными связями), проект Xanadu (1960)Xanadu -Гипертекстовая система, описанная в книгах «Computer Lib» и «Dream Основные черты XanaduНеобрабатываемые связи.Простое и легкое управление авторскими правами (COPYRIGHT).Связь с оригиналом Копия экрана программы CosmicBook, построенной по технологии Xanadu. Ссылки между разными окнами HTML – это точно то, что мы пытались предотвратитьПостоянно обрывающиеся связи.Связи, идущие World Wide WebENQUIRE Enquire (1980-1990) -проект, созданный в CERN (Европейском центре ядерных Гипертекстовая система ENQUIRE Enquire,  1980 Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee).	Тим Бернерс-Ли разработалязык для разметки текстов HTML (Hypertext Markup Language)Коммуникационный стандарт HTTP Рост числа web-сайтов, начиная с декабря 1990г. (когда сайт был один -Тима Бернеса-Ли) История БРАУЗЕРОВ. ИнтерфейсыМарк Адрисен (Marc Andreessen) и Эрик Бина (Eric Bina) разработали История БРАУЗЕРОВ. Интерфейсы.1994г. Netscape , Microsoft, IBM, Sun Microsystem создали World Wide Microsoft съедает рынок Netscape. Лидеры БРАУЗЕРОВ1995 г. Microsoft выпустила операционную систему Windows 95 с Internet Explorer3.01995 г появился Самые распространённые браузеры (октябрь 2012): 		Internet Explorer   		Google Chrome   		 Firefox    		Opera (октябрь 2014): Война браузеров ИНТЕРФЕЙСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БРАУЗЕРАХавтоматическое восстановление вкладок после сбоя;«ускорители» — быстрые команды, доступные ИНТЕРФЕЙСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БРАУЗЕРАХ блокировка всплывающих окон;поддержка вкладок (несколько страниц в одном окне);встроенная панель Semantic Web Идея Семантической Сети (Semantic Web)в 2001 Тим Бернерс-Ли (создатель World История опиcания семантики в WEB1997 – W3C определил спецификацию RDF (Resource Description История описания семантики в WEB2005 году началась работа над форматом обмена правилами Диаграмма Semantic Web Пример смены парадигмПрименение сочетания физического и виртуального мира в повседневной деятельности.Пакетная обработкаРабота Агентно-ориентированные интерфейсыOriginal interfacesCommands given to computerLanguage-basedDirect Manipulation/WIMPCommands performed on “world” representationAction basedAgents Sensor-based and Context-aware InteractionHumans are good at recognizing the “context” of a Paradigms for usabilityLanguage versus Actionactions do not always speak louder than wordsDM Paradigms cont.Computer Supported Cooperative WorkCSCW removes bias of single user/single computer systemCan
Слайды презентации

Слайд 2 Основные задачи человеко-компьютерного взаимодействия
Какой должна быть интерактивная система,

Основные задачи человеко-компьютерного взаимодействияКакой должна быть интерактивная система, чтобы быть понятной

чтобы быть понятной и удобной в применениии, восприимчивой к

потребностям пользователей?
Как измерить степень удобства применения интерфейса (его юзабилити)?

История проектирования интерактивных систем связана с рядом парадигм HMI.

Слайд 3 Парадигмы HMI
История появления. Принципы.

Парадигмы HMIИстория появления. Принципы.

Слайд 4 Первоначальная парадигма
пакетная обработка
Impersonal computing

Первоначальная парадигмапакетная обработкаImpersonal computing

Слайд 5 (Research and Development )— американский стратегический исследовательский центр – «фабрика мысли» (think

(Research and Development )— американский стратегический исследовательский центр – «фабрика мысли» (think tank)  http://www.rand.org.. основан в

tank)  http://www.rand.org.. 
основан в конце 1945 г. генералами армии США

Арнольдом, Боулесом, Норстадом, ЛеМэем, Реймондом, Коллбомом и Дугласом в рамках Авиационной компании «Дуглас» в Санта-Монике (Калифорния, США) в целях охраны национальной безопасности страны.
линейное программирование, динамическое программирование, определение очередности проблем, нелинейное программирование, метод Монте-Карло, теория игр и т.д. 

Слайд 7 Древо родственных связей ранних компьютеров 50-х и 60-х

Древо родственных связей ранних компьютеров 50-х и 60-х годов. Корень - ENIAC

годов. Корень - ENIAC


Слайд 8 Eniac (1943) Electronic Numerical Integrator» («Электронный числовой интегратор»),

Eniac (1943) Electronic Numerical Integrator» («Электронный числовой интегратор»), позднее к названию

позднее к названию было добавлено «and Computer» («и компьютер»)
Общий

вид ENIAC, первой в мире ЭВМ.


Слайд 9 Характеристики Eniac (1943)
На создание ENIAC ушло 200 000

Характеристики Eniac (1943) На создание ENIAC ушло 200 000 человеко-часов и 486 804,22

человеко-часов и 486 804,22 доллара США. Всего комплекс включал в

себя 17 468 ламп 16 различных типов, 7200 кремниевых диодов, 1500 реле, 70 000 резисторов и 10 000 конденсаторов.
Вес — 27 тонн.
Объём памяти — 20 число-слов.
Потребляемая мощность — 174 кВт
Вычислительная мощность — 357 операций умножения или 5000 операций сложения в секунду.
Тактовая частота — 100 кГц, то есть один импульс каждые 10 микросекунд. Основной вычислительный такт состоял из 20 импульсов и занимал 200 микросекунд. Сложение выполнялось за 1 такт, умножение — за 14 тактов. Умножение заменялось многократным сложением, так что 1 умножение равнялось 14 операциям сложения и выполнялось, соответственно, за 2800 микросекунд.
Устройство ввода-вывода данных — табулятор перфокарт компании IBM: 125 карт/минуту на ввод, 100 карт/минуту на вывод.


Слайд 10 Mark I (1944)
первый американский программируемый компьютер.
Разработан IBM и молодым гарвардским математиком Говардом

Mark I (1944)первый американский программируемый компьютер. Разработан IBM и молодым гарвардским математиком Говардом Эйкеном и ещё

Эйкеном и ещё четырьмя инженерами этой компании на основе

идей  Чарльза Бэббиджа.
Компьютер оперировал 72 числами, состоящими из 23 десятичных разрядов, делая по 3 операции сложения или вычитания в секунду. Умножение выполнялось в течение 6 секунд, деление — 15,3 секунды, на операции вычисления логарифмов и выполнение тригонометрических функций требовалось больше минуты.

Слайд 11 IBM SSEC (1948) IBM Selective Sequence Electronic

IBM SSEC (1948)  IBM Selective Sequence Electronic CalculatorСобственная система команд

Calculator
Собственная система команд и правила разработки программы.
гибрид вакуумных трубок

и электромеханических реле.
Память была организована 19-разрядных десятичных чисел.

Слайд 12 Stretch (1961)

Stretch (1961)

Слайд 13 Пример смены парадигм
Пакетная обработка
Работа пользователей в режиме разделения

Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениInteractive computing

времени

Interactive computing


Слайд 14 Работа пользователей в режиме разделения времени (Time-sharing)
1940 and

Работа пользователей в режиме разделения времени (Time-sharing)1940 and 1950 – развитие

1950 – развитие вычислительных технологий
1960s – развитие каналов

передачи данных
д-р Ликлайдер (J.C.R. Licklider) at ARPA (Defense Advanced Research Projects Agency, ранее ARPA) — Управление перспективных исследований Министерства обороны США )
Поддержка одного компьютера группы пользователей

Слайд 15 РАФОС (RT-11 Real Time — в режиме реального времени) 
небольшая

РАФОС (RT-11 Real Time — в режиме реального времени) небольшая однопользовательская операционная система реального

однопользовательская операционная система реального времени фирмы DEC для 16-битных компьютеров серии PDP-11. Впервые

была запущена в 1970 году и широко использовалась для систем реального времени, управления процессами и сбора данных.

Слайд 16 Тетрис на ДВК-2 - клоне PDP-11, Tetris on

Тетрис на ДВК-2 - клоне PDP-11, Tetris on PDP-11 http://www.youtube.com/watch?v=SDB7LG_rGGM

PDP-11 http://www.youtube.com/watch?v=SDB7LG_rGGM


Слайд 17 Фотогалерея старых компютеров
http://www.tis.kz/oldpc.php
Устройства ввода-вывода

Фотогалерея старых компютеров http://www.tis.kz/oldpc.phpУстройства ввода-вывода

Слайд 18 Пример смены парадигм
Пакетная обработка
Работа пользователей в режиме разделения

Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениСетевое взаимодействие пользователейCommunity computing

времени
Сетевое взаимодействие пользователей
Community computing


Слайд 19 Пример смены парадигм
Пакетная обработка
Работа пользователей в режиме разделения

Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениСетевое взаимодействие пользователейГрафический

времени
Сетевое взаимодействие пользователей
Графический дисплей

% foo.bar
ABORT
dumby!!!
C…P… filename
dot star… or was


it R…M?

Move this file here,
and copy this to there.

Direct manipulation


Слайд 20 Устройства видео отображения
Более удобны чем бумага
1962 – Альбом

Устройства видео отображенияБолее удобны чем бумага1962 – Альбом Ивана Сазерленда 	(http://www.youtube.com

Ивана Сазерленда
(http://www.youtube.com Ivan Sutherland : Sketchpad Demo)
Альбом работает

с световым пером и блоком с кнопками (под левую руку). Четыре черные ручки управляют положением экрана и масштабом изображения.

Компьютер для отображения и управления данными.

Вклад одного человека кардинально изменил историю вычислительной техники !


Слайд 21 Инструменты программирования
Работы Дугласа Энгельбарта (Стэнфордский исследовательский институт)
Демонстрация Augment

Инструменты программированияРаботы Дугласа Энгельбарта (Стэнфордский исследовательский институт)Демонстрация Augment системы NLS (oN-Line System)

системы NLS (oN-Line System) станция в 1967 году. В правой руке

держит мышь, и под его левой руке пять пальцев chording ключей.


Слайд 22 NLS (oN-Line System)
Дисплей NLS, клавиатура и мышь

NLS (oN-Line System)Дисплей NLS, клавиатура и мышь

Слайд 23 Появление первой (деревянной! мыши). Изобретатели -Дуглас Энгельбарт и

Появление первой (деревянной! мыши). Изобретатели -Дуглас Энгельбарт и Билл Оригинальная мышь

Билл
Оригинальная мышь небольшой деревянный ящик, который «построен из

двух потенциометров, установленных ортогонально, каждый из которых имеет колесо, прикрепленное к его валу» [Ibid., 2d2]. Движение мыши на столе интерпретируется как перемещение курсора на экране. Кнопка на верхней используется для выбора функции.


Слайд 24 Пример смены парадигм
Пакетная обработка
Работа пользователей в режиме разделения

Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениСетевое взаимодействие пользователейГрафический дисплейМикропроцессоры и ПКPersonal computing

времени
Сетевое взаимодействие пользователей
Графический дисплей
Микропроцессоры и ПК
Personal computing


Слайд 25 Персональные компьютеры (ПК)
1970 - LOGO Пейперта- язык для

Персональные компьютеры (ПК)1970 - LOGO Пейперта- язык для простого графического программирования

простого графического программирования для детей
ПК является более мощными, и

становится легче для освоения пользователями.
Будущее компьютеризации в небольших, мощных ПК, которые находятся по рукой у пользователя


Алан Кей (центр Xerox PARC ) задался целью снабдить каждого ребенка своим личным компьютером. Ввел термин - персональный компьютер



Слайд 26 Принцип - Метафора
Реализуется в интерфейсе связыванием вычислительной и

Принцип - МетафораРеализуется в интерфейсе связыванием вычислительной и управляющей деятельности с

управляющей деятельности с ее реальными прототипами
Перетаскивание логотипов
Папки в файл-менеджере

и управление ими
Работа с таблицами по страницам
Удаление файлов (корзина), и т.д.


Проблема
Некоторые данные не укладываются в метафоры

Слайд 27 Алан Кей и его Dynabook (динамическая книга)
По

Алан Кей и его Dynabook (динамическая книга) По сути, она должна

сути, она должна быть похожа— на субноутбук, скорее даже

на нетбук, с оговоркой, что сети в то время не было. Dynabook материализовалась в последние годы.
Кей был первым, кто описал персональный компьютер.
в 1971 году он создал первый объектно-ориентированный язык программирования Smalltalk-71. Следы этого языка обнаруживаются в C++ и Java.
В версии Smalltalk-76 был уже не просто языком программирования, а средой с развитым оконным графическим интерфейсом.


Слайд 28 Smalltalk
Smalltalk представлял собой графическую среду разработки (как современные

SmalltalkSmalltalk представлял собой графическую среду разработки (как современные IDE), но он

IDE), но он не только был средой разработки, но

и средой исполнения.
Как будто бы Microsoft разработала Visual Studio – единое приложение, представляющее собой сразу и Windows.

Слайд 29 Оконные системы и WIMP интерфейс
1981 - Xerox Star

Оконные системы и WIMP интерфейс1981 - Xerox Star первая коммерческая система

первая коммерческая система управления окнами. Окна, пиктограммы, меню и

указатели появились знакомые механизмы взаимодействия
http://www.youtube.com Xerox Star пользовательский интерфейс (1982) 1 из 2, Xerox Star Профессиональная рабочая станция (1981)



Слайд 30 Принцип -Манипулирования данными
1982 – Shneiderman описал подход HMI,

Принцип -Манипулирования данными1982 – Shneiderman описал подход HMI, основанный на графическом

основанный на графическом представлении
Визуализация объектов
Синтаксический подход к действиям
Замена языковых

команд действиями
Поддержка обратной связи взаимодействия


1984 – Apple Macintosh
Модель мира пользователя на основе метафор
What You See Is What You Get (WYSIWYG)



Слайд 31 “Apple Computer” (1976) (Steve Jobs,Steve Wozniak)
Первопроходцы – GUI
популярный компьютер

“Apple Computer” (1976) (Steve Jobs,Steve Wozniak)Первопроходцы – GUIпопулярный компьютер Apple, отображающий

Apple, отображающий графику и текст, но все еще в

стиле командной строки.
компьютером следующего поколения Lisa от Apple (1979-1983).
Lisa базировалась на интерфейсе, основанном на иконках: каждая иконка символизировала документ или приложение.
впервые было разработано выпадающее меню, где все меню находились в самом верху экрана.
Трехкнопочная мышка, которая лишилась одной кнопки. Появляется идея двойного клика- “дабл-клик”
идея drag-n-drop, - идея перетаскивания файлов
идея "ветвей ресурсов" ("resource forks")
идея "классов создателей", означающая, что с каждым файлом может быть ассоциировано приложение, запускающееся по двойному щелчку на файле.



Слайд 32 Lisa от Apple
Базовая конфигурация 
32-битный процессор Motorola 68000 с

Lisa от AppleБазовая конфигурация 32-битный процессор Motorola 68000 с тактовой частотой 5

тактовой частотой 5 МГц и 24-битной адресацией, такой же

как в «больших» компьютерах и рабочих станциях того времени, и целый мегабайт оперативной памяти (расширяемый, за доплату, до 2 мегабайт). Лизу можно было оснастить жёстким диском ёмкостью в 5 мегабайт.
Черно-белый дисплей с диагональю в 12 дюймов (30,5 см), два дисковода Apple FileWare (в просторечии — Twiggy) для 5 1/4 дюймовых (13,3 см) двухсторонних «гибких дисков» объёмом в 871 килобайт.
Первая модель стоила 9995 тогдашних долларов США. (25000 –сегодня!!!) 

Слайд 33 Операционная система Lisa Office System (Lisa OS) 
Набор из

Операционная система Lisa Office System (Lisa OS) Набор из семи офисных программ,

семи офисных программ, таких как LisaWrite, LisaCalc, LisaDraw, LisaGraph,

LisaProject, LisaList и LisaTerminal. 
Операционная система опережала своё время лет на 10.
Среда разработки со специальной операционной системой Lisa Workshop продавалась отдельно. 
http://www.youtube.com Технология: Apple Lisa Demo (1984)
Технология: Apple Lisa {25} лет спустя



Слайд 34 В январе 1985 года на базе Лизы был

В январе 1985 года на базе Лизы был создан Macintosh XL,

создан Macintosh XL, где XL означало «ex-Lisa»
Раздавленные останки
2

700 Лиз

Полигон Логан, 1989 год


Слайд 35 Windows 1.0 (1983)

Windows 1.0 (1983)

Слайд 36 OS/2 1988 году вышла первая версия – проект, призванный

OS/2 1988 году вышла первая версия – проект, призванный заменить DOS — совместный проект IBM и Microsoft. 

заменить DOS — совместный проект IBM и Microsoft. 


Слайд 37 Windows 3 был первым популярным интерфейсом для PC

Windows 3 был первым популярным интерфейсом для PC

Слайд 38 Windows 95 окончательно закрепил лидирующие позиции Microsoft в

Windows 95 окончательно закрепил лидирующие позиции Microsoft в GUI. Она побила

GUI. Она побила все рекорды по продажам и стала

самым популярным GUI всех времен.

Слайд 39 Пример смены парадигм

Пакетная обработка
Работа пользователей в режиме разделения

Пример смены парадигмПакетная обработкаРабота пользователей в режиме разделения времениСетевое взаимодействие пользователейГрафический дисплейМикропроцессоры и ПКWWWGlobal information

времени
Сетевое взаимодействие пользователей
Графический дисплей
Микропроцессоры и ПК
WWW
Global information


Слайд 40 Первая концепция - Гипертекста
1945 - Ванневар Буш (Vannevar

Первая концепция - Гипертекста1945 - Ванневар Буш (Vannevar Bush, 1890–1974), научный

Bush, 1890–1974), научный советник президента Ф. Д. Рузвельта впервые

дал описание гипертекста в своей статье "Как мы можем думать".
Memex -происходящее от слов memory(память) и index (индекс, список), — это концепция идеального запоминающего и категоризирующего устройства, которое могло бы помочь упорядочить всю имеющуюся информацию независимо от её объема и разнородности.



Слайд 41 Ванневар Буш, 1940 год

Ванневар Буш, 1940 год

Слайд 42 Особенности Memex [ Bush 1945]
Коллекция документов на микрофильмах.
 
Рабочая

Особенности Memex [ Bush 1945]Коллекция документов на микрофильмах. Рабочая станция, содержит документы

станция, содержит документы на микрофильмах, в том числе страницы

с индивидуальными заметками. Эти документы можно вызвать в любой момент.
 
Возможность добавления новых записей, в том числе рукописных.
 
Возможность выбрать документ путем набора определенного кода. Для часто используемых документов код может быть мнемоническим.
 
Использование ассоциативных связей. Буш придерживался низкого мнения об индексации и схемах классификации.


Слайд 43 Если пользователь желает получить определенную книгу, он набирает

Если пользователь желает получить определенную книгу, он набирает на клавиатуре ее

на клавиатуре ее код и получает на экране титульную

страницу. При этом для часто используемых документов код может быть мнемоническим. Отклоняя специальный рычаг вправо, пользователь просматривает книгу постранично или передвигаясь сразу на много страниц (например, через 10 страниц). Отклоняя рычаг влево, можно вернуться назад. Специальная клавиша позволяет вернуться на первую страницу. Пользователь может добавить заметки на полях и комментарии, которые будут записаны с помощью одного из методов сухой фотографии [Bush 1945].

Слайд 44 Теодор Нельсон  (Theodor Holm Nelson) (1937-)
середина 1960-х - Нельсон описывает

Теодор Нельсон  (Theodor Holm Nelson) (1937-)середина 1960-х - Нельсон описывает гипертекст

гипертекст как нелинейный просмотр структуры
придумал термины «гипертекст», «гиперсреда» или

«гипермедиа» (hypermeia).

Под “гипертекстом” я понимаю непоследовательную запись. Обычно процесс письма осуществляется последовательно по следующим двум причинам. Во-первых, потому, что он является производным от речи…, которая не может быть последовательной (так как у нас для этого только один канал), и, во-вторых, книги неудобно читать иначе как последовательно. Однако мысли образуют структуры, которые не являются последовательными – они связаны многими возможными переходами.
Т. Нельсон

Слайд 45 Под “гипертекстом” я понимаю …
Макет of transpointing windows

Под “гипертекстом” я понимаю …Макет of transpointing windows (окна с взаимными

(окна с взаимными связями), [Nelson 1972] 
Авторская диаграмма связей между

текстами 1965 г.

Слайд 46 проект Xanadu (1960)
Xanadu -Гипертекстовая система, описанная в книгах

проект Xanadu (1960)Xanadu -Гипертекстовая система, описанная в книгах «Computer Lib» и

«Computer Lib» и «Dream Machines»

«Руководствуясь идеями, характер которых

литературный, а не технический, мы создали систему для хранения и поиска текста, в котором введены взаимосвязи и "окна". Наша фундаментальная единица, документ, может иметь "окна" на любые другие документы. "Информационное тело" системы эволюционирует, непрерывно расширяясь без изменения своей основы. Новые связи и новые "окна" постоянно добавляют новые пути доступа к старому материалу».

Xanadu являлась вдохновением для создания World Wide Web, XML


Слайд 47 Основные черты Xanadu
Необрабатываемые связи.
Простое и легкое управление авторскими

Основные черты XanaduНеобрабатываемые связи.Простое и легкое управление авторскими правами (COPYRIGHT).Связь с

правами (COPYRIGHT).
Связь с оригиналом – все цитаты и выписки

остаются связанными с оригиналом.
Двунаправленные ссылки – любой читатель может присоединить комментарий к любой странице.
Любой байт в любом документе имеет уникальный адрес.
Взаимное сравнение соединенных документов, показываемое двунаправленными связями. 
Полное управление версиями: документ может быть изменен, но предыдущие версии остаются доступными, версии могут ветвиться.
Хранение версий осуществляется в динамическом режиме.
Новые изменения могут быть внесены авторами без обрыва старых связей.


Слайд 48 Копия экрана программы CosmicBook, построенной по технологии Xanadu.

Копия экрана программы CosmicBook, построенной по технологии Xanadu. Ссылки между разными

Ссылки между разными окнами показаны линиями. Программа выложена на

сайте Xanadu [http://xanadu.com/Cosbk/index.htm]. последний прототип на YouTube -http://www.youtube.com/watch?v=En_2T7KH6RA

Слайд 49 HTML – это точно то, что мы пытались

HTML – это точно то, что мы пытались предотвратитьПостоянно обрывающиеся связи.Связи,

предотвратить
Постоянно обрывающиеся связи.
Связи, идущие в одну сторону.
Цитаты, которые не

могут найти оригинала.
Отсутствие управления версиями.
Отсутствие управления правами авторов.


Слайд 50 World Wide Web
ENQUIRE Enquire (1980-1990) -проект, созданный в

World Wide WebENQUIRE Enquire (1980-1990) -проект, созданный в CERN (Европейском центре

CERN (Европейском центре ядерных исследований), для построения распределенной гипермедиа-системы.

Любое слово в гипертекстовом документе может быть указателем или ссылкой (link) на другой документ.
Стандарты XML, HTML
IP адресация
Протокол TCP/IP

Копия экрана первого браузера Тима Бернерс-Ли на машине
Next Cube


Слайд 51 Гипертекстовая система ENQUIRE Enquire, 1980 Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee).

Гипертекстовая система ENQUIRE Enquire, 1980 Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee).

Enquire я мог ввести в страницу информации о людях,
устройствах

и программах. Каждая страница была узлом программы, небольшим как индексная карточка. Единственный путь создать новый узел был создать ссылку из старого узла. Ссылки из- и в узел могли быть показаны как список внизу каждой страницы, как лист ссылок в конце каждой статьи. Единственный путь найти информацию состоял в движении по ссылкам, начиная со стартовой страницы."
(Тим Бернерс-Ли)

Слайд 52 Тим Бернерс-Ли разработал
язык для разметки текстов HTML (Hypertext

Тим Бернерс-Ли разработалязык для разметки текстов HTML (Hypertext Markup Language)Коммуникационный стандарт

Markup Language)
Коммуникационный стандарт HTTP (Hypertext Transfer Protocol)
адресную схему

для размещения сайтов URL (Uniform Resource Locator).
Первый элементарный браузер
Получившуюся систему он назвал World Wide Web (www). Перевод на русский звучит как всемирная паутина.

1994г. норвежский инженер Хокон Виум Ли предложил концепцию каскадных таблиц стилей CSS. Они позволяют задать единый стиль для каждого элемента в документе.


Слайд 53 Рост числа web-сайтов, начиная с декабря 1990г. (когда

Рост числа web-сайтов, начиная с декабря 1990г. (когда сайт был один -Тима Бернеса-Ли)

сайт был один -Тима Бернеса-Ли)


Слайд 54 История БРАУЗЕРОВ. Интерфейсы
Марк Адрисен (Marc Andreessen) и Эрик

История БРАУЗЕРОВ. ИнтерфейсыМарк Адрисен (Marc Andreessen) и Эрик Бина (Eric Bina)

Бина (Eric Bina) разработали первый графический браузер 1993 г.

– Mosaic (UNIX, Apple и PC).

Особенности Mosaic
Ориентрован на непрофессионалов
Позволял загружать в одно окно текст графку
Свободно распространялся через Интернет
Первоначально браузер был разработан для UNIX, а затем
перенесен на Apple и PC

Mosaic стал критическим элементом, обеспечившим взрывной рост Web«
(Тим Бернерс-Ли).
Web прошлого - NCSA Mosaic
http://www.youtube.com/watch?v=stPpkPK6rY0

Слайд 55 История БРАУЗЕРОВ. Интерфейсы.
1994г. Netscape , Microsoft, IBM, Sun

История БРАУЗЕРОВ. Интерфейсы.1994г. Netscape , Microsoft, IBM, Sun Microsystem создали World

Microsystem создали World Wide Web Consortium (W3C). Возглавил консорциум

Тим Бернес-Ли.
1994г. NCSA продала лицензии на данную технологию Mosaic нескольким компаниям, включая Microsoft.
1994г. - Mosaic стала Netscape Communication Corp.(Mosaic Netscape, Netscape Navigator)
Цена Netscape -39 долларов

Netscape Navigator 2.01
http://www.youtube.com/watch?v=iJm4OOfgApA
 

Слайд 56 "Приливная волна Интернет”
"Я присваиваю Интернет наивысший уровень важности.

Этой запиской я хочу довести до всех, что ориентация

на Интернет жизненно важна для всех аспектов нашего бизнеса. Интернет - наиболее важная отдельная разработка, которая появлялась с создания IBM PC в 1981г. Это даже более значимо, чем появление графического интерфейса пользователя”

Апрель 1995г. Билл Гейтс, письмо, озаглавленное
"Приливная волна Интернет”
Microsoft предложила поделить рынки браузеров

Слайд 57 Microsoft съедает рынок Netscape.

Microsoft съедает рынок Netscape.

Слайд 58 Лидеры БРАУЗЕРОВ
1995 г. Microsoft выпустила операционную систему Windows 95 с

Лидеры БРАУЗЕРОВ1995 г. Microsoft выпустила операционную систему Windows 95 с Internet Explorer3.01995 г

Internet Explorer3.0

1995 г появился браузер Opera

2004  г появился браузер Mozilla

Firefox 
2008 г появился браузер Google Chrome
2012 г. Yandex. Browser


Слайд 59 Самые распространённые браузеры (октябрь 2012):
  Internet Explorer  
  Google Chrome   
 Firefox    
Opera

Самые распространённые браузеры (октябрь 2012): 		Internet Explorer   		Google Chrome   		 Firefox    		Opera

Слайд 60 (октябрь 2014):

(октябрь 2014):

Слайд 62 Война браузеров

Война браузеров

Слайд 63 ИНТЕРФЕЙСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БРАУЗЕРАХ
автоматическое восстановление вкладок после сбоя;
«ускорители»

ИНТЕРФЕЙСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БРАУЗЕРАХавтоматическое восстановление вкладок после сбоя;«ускорители» — быстрые команды,

— быстрые команды, доступные из контекстного меню: поиск на

карте, отправка по почте, перевод на другой язык, добавление в онлайн-закладки и ряд других;
WebSlices (веб-фрагменты) — подписка пользователей на отдельные участки страниц;
«умная адресная строка» — при вводе адреса браузер возвращает результат, основанный не только на URL ранее посещённого вами сайта, но и на заголовке страницы и других её свойствах;
приватный режим работы InPrivate, позволяющий заходить на сайты, не оставляя следов в истории браузера;


Слайд 64 ИНТЕРФЕЙСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БРАУЗЕРАХ
блокировка всплывающих окон;
поддержка вкладок (несколько страниц в

ИНТЕРФЕЙСНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БРАУЗЕРАХ блокировка всплывающих окон;поддержка вкладок (несколько страниц в одном окне);встроенная

одном окне);
встроенная панель поиска в поисковых машинах и словарях;
так

называемые «Живые закладки»  — механизм интеграции RSS-потоков;
почти неограниченные возможности по настройке поведения и внешнего вида, в том числе за счёт использования расширений, тем и стилей;
быстрое полностраничное масштабирование (управляется нажатием клавиши  Ctrl  и вращением колёсика мыши);
Озвучивание текста в инструментах (приложениях)
Речевой ввод поисковых запросов



Слайд 65 Semantic Web
Идея Семантической Сети (Semantic Web)
в 2001 Тим

Semantic Web Идея Семантической Сети (Semantic Web)в 2001 Тим Бернерс-Ли (создатель

Бернерс-Ли (создатель World Wide Web).
Обработкой и обменом информации должны

заниматься интеллектуальные агенты (программы, размещенные в Сети).
агенты, должны иметь общее (разделяемое всеми) формальное представление предметной области - онтологию.

Semantic Web - Найджел Shadbolt
http://www.youtube.com/watch?v=BDVkV9OU9aw&feature=related





Слайд 66 История опиcания семантики в WEB
1997 – W3C определил

История опиcания семантики в WEB1997 – W3C определил спецификацию RDF (Resource

спецификацию RDF (Resource Description Framework).
1999 - язык описания структурированных

словарей для RDF – RDF Schema (RDFS).
2004 - язык GRDDL (Gleaning Resource Descriptions form Dialects of Languages).
В области создания библиотек классов и построения логических выводов над RDF-графами была создана библиотека Jena Framework.
редакторы онтологий стали поддерживать RDF.
2004- язык OWL (Web Ontology Language).








Слайд 67 История описания семантики в WEB
2005 году началась работа

История описания семантики в WEB2005 году началась работа над форматом обмена

над форматом обмена правилами – RIF (Rule Interchange Format).
язык

SPARQL. Это – язык запросов к RDF-хранилищам. Синтаксически он похож на SQL.



Слайд 68 Диаграмма Semantic Web

Диаграмма Semantic Web

Слайд 69 Пример смены парадигм
Применение сочетания физического и виртуального мира

Пример смены парадигмПрименение сочетания физического и виртуального мира в повседневной деятельности.Пакетная

в повседневной деятельности.
Пакетная обработка
Работа пользователей в режиме разделения времени
Сетевое

взаимодействие пользователей
Графический дисплей
Микропроцессоры и ПК
WWW
Распределенные вычисления


Слайд 70 Агентно-ориентированные интерфейсы
Original interfaces
Commands given to computer
Language-based
Direct Manipulation/WIMP
Commands performed

Агентно-ориентированные интерфейсыOriginal interfacesCommands given to computerLanguage-basedDirect Manipulation/WIMPCommands performed on “world” representationAction

on “world” representation
Action based
Agents - return to language by

instilling proactivity and “intelligence” in command processor
Avatars, natural language processing

Слайд 71 Sensor-based and Context-aware Interaction
Humans are good at recognizing

Sensor-based and Context-aware InteractionHumans are good at recognizing the “context” of

the “context” of a situation and reacting appropriately
Automatically sensing

physical phenomena (e.g., light, temp, location, identity) becoming easier
How can we go from sensed physical measures to interactions that behave as if made “aware” of the surroundings?

Слайд 72 Paradigms for usability
Language versus Action
actions do not always

Paradigms for usabilityLanguage versus Actionactions do not always speak louder than

speak louder than words
DM – interface replaces underlying system

language paradigm
interface as mediator
interface acts as intelligent agent
programming by example is both action and language

  • Имя файла: kurs-“human-machine-interactionhmi”-lektsii-23hmi-paradigmy-vzaimodeystviya.pptx
  • Количество просмотров: 100
  • Количество скачиваний: 0