Слайд 2
Т. Калужская (1984)
Чисто, ритмично спеть мелодию с листа
Уметь определять на слух:
-простые интервалы и аккорды от
звука
-аккордовые и интервальные последовательности в тональности
В муз.фрагменте определить простую форму, СМВ, жанровые черты, интервалы, гармонические функции
Написать одноголосный диктант
Слайд 3
Г.Шатковский (1996)
Написать диктант
Гармонизовать его в 2-3хвариантах
На основе диктанта
сделать аранжировку (обработка в полифоническом, джазовом, народном стиле, в
виде канона или инвенции….)
Импровизировать на тему диктанта в заданной форме и стиле
Слышать все типы и виды аккордов, в т.ч. альтерированные, последовательности аккордов, включая модуляцию и отклонение.
Анализ на слух отрывка муз.произведения
Спеть с листа романс с собственным сопровождением с транспонированием в разные тональности
Слайд 4
Программа ФГТ (фортепиано) 2012г
написать диктант в объеме 8-10
тактов в.
Чисто и ритмично петь с листа мелодию
с дирижированием;
спеть различные виды пройденных мажорных и минорных гамм от любой ступени; хроматические гаммы интервалы, в т.ч. хроматические
определить на слух несколько интервалов вне тональности; интервалы и аккорды (II7, VII7 с обращениями).
определить на слух последовательность из 8-10 интервалов или аккордов.
Спеть один из голосов выученного двухголосного примера (в дуэте или с фортепиано).
Спеть по нотам романс или песню с собственным аккомпанементом на фортепиано.
Слайд 5
Возрастные группы:
Подготовительная группа, 1-2 класс:
Ассоциативный метод
Слайд 6
Возрастные группы:
2. Средние и старшие классы:
Проблемно-поисковый метод
Слайд 7
Методическая литература
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в
детской музыкальной школе. М. 1978.
Давыдова Е. Методика преподавания
сольфеджио. М. 1986.
Кирнарская Д. Психология музыкальных способностей. М. 2004.
Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. Л. 1970.
Сладков П. Основы сольфеджио. М.1997.
Сольфеджио. Программа для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М. 1984.
Шатковский Г. Развитие музыкального слуха. М. 1996.
Карасева М. Психотехника развития музыкального слуха»
Слайд 10
Тема урока
Тема должна быть выбрана в соответствии
с программными требованиями и учетом особенностей учебной группы
Например: три
вида минора
Слайд 11
Цель урока
Описание цели, которую преследует преподаватель при
прохождении представленной темы урока (отвечает на вопрос: что?)
Например: формирование
интонационных навыков и слуховых представлений трех видов минора
Слайд 12
Задачи урока
Следует указать ряд задач, решение которых в
процессе урока позволит, в соответствии с темой, приблизиться к
освоению целого. Должны содержать специфические дидактические единицы, освоение которых формирует у обучающихся комплекс знаний, умений и навыков (отвечает на вопрос: как?)
Например: 1. Дать представление о трех видах минора в форме игры/сказки/…
2. Развитие внутреннего и звуковысотного слуха при интонировании трех видов минора. Работа в тональности.
3. Анализ на слух музыкальных фрагментов
Слайд 13
1 этап урока
Организационный момент,
включающий:
проверка присутствующих; д/з; мобилизация
внимания
Ритмическая разминка (с ритмическими жестами, карточками, на инструментах и
т.д.)
Слайд 14
2 этап урока
Опрос учащихся по заданному материалу и
оценивание ответов учащихся в ходе опроса
Слайд 15
3 этап урока
Новая тема
Или повторение и закрепление, связанное
с практическими заданиями:
анализ на слух
ладовые упражнения
настройка к
диктанту
Слайд 16
4 этап урока
Диктант
В младших классах должен занимать не
более 10-15 минут
В старших классах – 25-30 минут
Слайд 17
5 этап урока
Работа с теорией, сольфеджирование
Работа с теорией
(интервалы, аккорды, цепочки)
Работа у инструмента
Чтение с листа
Слайд 18
6 этап урока
Завершение урока
Задание на дом
Выставление оценок
Слайд 19
Вокально-интонационные упражнения
Слайд 20
К вокально-интонационным упражнениям относятся:
Упражнения в ладу:
ступеневые последовательности,
тетрахорды, гаммы, секвенции
интервалы, разрешение интервалов, последовательности интервалов
аккорды, разрешение аккордов,
аккордовые последовательности с плавным голосоведением
Упражнения от отдельно взятого звука:
интервалы
аккорды
Слайд 21
Классификация:
По количеству голосов (1,2х,3х,4х)
По методическому принципу (от звука,
в тональности, без сопровождения, с гармоническим сопровождением)
По форме исполнения
(хором ли всей группой, по группам, индивидуально, цепочкой, по фразам, по звеньям секвенции, чередуя пение вслух и про себя (выработка внутреннего слуха).
Слайд 23
II, I – «Дин – дон», «Сорока, сорока»
Слайд 25
I, II, III, IV –
«Как под горкой
под горой»
Слайд 26
I, VII, VI, V –
«Василек, василек»
Слайд 28
Ручные ладовые жесты Д.Кервина
ё-ле-ви-на-зо-ра-ти-ё
Слайд 29
Ручные ладовые жесты Д.Огороднова
му-вэ-на-зэ-лё-ле-ры-му