Слайд 2
МИНИ-МУЗЕЙ
КУКОЛ
КАК ЗНАКОМСТВО
С историей
кукол
Цель:
Музейный уголок
способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших
традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.
Слайд 3
Задачи:
Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде
культуры родного края.
Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.
Слайд 4
Примечание:
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с традиционной русской культурой, обрядовыми праздниками, ритуальными оберегами, предметами прикладного искусства,
обрядовыми
куклами в детском саду постепенно
накапливался материал, который мы
объединили в виде мини-музея и распределили
по тематическому
принципу.
Так, в музее отражено многообразие народной
Игрушки и современной.
Слайд 5
В мини-музее выделен уголок для постоянно меняющейся экспозиции игрушек: матрешки, свистульки, деревянные или глиняные игрушки
и т.д.
Особое внимание привлекают к себе яркие, колоритные куклы в народных костюмах разных областей России.
Слайд 6
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь
вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь
к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Традиционно существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая и игровая. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Отличительная особенность
обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.
Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия. Ведь самые вдохновенные творцы кукол – дети. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.
Слайд 7
Кукла-мотанка
или, как ее еще называют узелковая кукла,
получила свое название из-за специфической техники изготовления – мотания.
История такой поделки
насчитывает около 5 тыс. лет,
а сама кукла была популярна
у многих народов.
Кукла-монатка – это не просто
игрушка или красивая поделка,
это оберег, который защищает
человека от неприятностей и зла.
Слайд 8
История народной куклы
Самые первые куклы (наверное, еще
на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась
зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество.
Самая распространенная детская игровая
кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или
молодухе в хозяйстве.
А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля.
Слайд 9
КУКЛЫ ДАМЫ ЭПОХИ
Коллекция фарфоровых кукол ручной работы, на
создание которых художников вдохновили героини романтической литературы.
В каждом номере:
журнал и фарфоровая кукла — героиня известного романа.
В журнале будет рассказано создавшем ее, о романе, в котором она появилась, кем она была, как сложилась ее судьба…
Слайд 10
ФАРФОРОВЫЕ КУКЛЫ
Фарфоровые куклы – это хобби или игрушка?
К такому выводу можно прийти, изучая историю фарфоровых красавиц
и их современный диапазон. Нет прекраснее куклы, чем фарфоровая, она как живая, настоящая и со своим характером. В начале XIX века появились фарфоровые куклы. А в наше время фарфоровые куклы которые созданы до 1930 года, это ценный антиквариат.
Самые первые фарфоровые куклы появились около 1750 года во Франции,
История фарфоровой куклы
Самой древней куклой считается та,
что была найдена недалеко от Брно.
Ее возраст насчитывает более 35 000 лет.
Это творение человеческих рук было
создано из кости мамонта.
В отличие от сегодняшнего
времени они не были игрушками
или предметами интерьера.
Слайд 11
История создания куклы Барби
Барби - кукла, ставшая одним из
символов двадцатого столетия - продолжает свой путь в двадцать
первом веке, меняясь, но не изменяя себе, покоряя все новые сердца…
"Мама" знаменитой куклы - американка Рут Хэндлер. Рут и ее муж Эллиот в середине сороковых годов прошлого столетия открыли фирму Mattel - бизнес по производству рам для картин. Идея создания "взрослой куклы" для маленьких девочек появилась у Рут, когда она увидела, что в играх ее дочери Барбары со сверстницами бумажные "взрослые куклы" пользуются большей популярностью, чем куклы-дети.
Конечно, в США дизайн куклы Лилли
был изменен и доработан, чтобы
кукла стала игрушкой для детей;
и в 1959 году новая кукла,
названная Барби в честь дочери
Рут Барбары, появилась в продаже.
Слайд 12
Куклы Братц. История создания
Куклы
с девичьей фигуркой, тонкими ножками и ручками, выразительным личиком
с красивым макияжем мы привыкли сравнивать с куклой Барби.
История создания кукол Братц начинается в 2001 году. Исаак Лариан, исполнительный директор корпорации (Микро-игры Америки), запустил в производство куколок, внешне похожих на его дочку-подростка. Прототипом куклы должны были стать девочки 11-13 лет, которые стремятся красиво одеваться, пользоваться декоративной косметикой. Голова
у таких кукол непропорционально
большая - словно визитная
карточка. Название куколок
Bratz от английского brat - брат,
озорной ребенок.
Слайд 13
«Кукла в сезонной одежде»
Такая кукла:
формирует представление о природных
признаках в разных временах года;
учит устанавливать простейшие связи;
тренирует зрительно-двигательную
координацию, мелкую моторику;
воспитывает любознательность, интерес к окружающему.
Слайд 14
ИСТОРИЯ БЕБИ БОН
1991 год – год появления куклы Baby
Bon. Именно в это время крупная австралийская фирма под
название «Zapf Creation» решила запустить в свое производство экспериментальный образец - игрушку Виктора Пракаса. Результат эксперимента превзошел все ожидания. Кукла быстро завоевала сердца миллионов детей.
Кормить Baby Born следует специальной кашей. При этом, ваша любимая кукла должна лежать на спине.
Некоторые экземпляры кукол плачут и даже смеются.
Для изготовления куклы используют только высококачественные прорезиненные материалы. Конечности Baby Born можно с легкостью сгибать и разгибать. Ей не страшны падения с высоты.
Главным и единственным недостатком Baby Born является ее вес – 1 килограмм.
Слайд 15
ПУПСЫ. ИСТОРИЯ
Самые старые пупсы произведены в Германии на
первой целлулоидной фабрике Schildkröt клеймо «Черепаха»в 1896 году. Целлулоид
стал поистине революционным матералом в кукольной промышленности. Целлулоид выдували
и штамповали, а не отливали и обжигали, как фарфор.
Целлулоидные куклы в России – куклы детей социализма. Охтинский химкомбинат освоил их производство в 30-х. Если вы найдёте на чердаке пупса со знаком «черепашка»- это от Schildkröt, вам повезло. Если найдёте нашего отечественного- тоже неплохо.
Самым молоденьким пупсам- больше сорока.
Слайд 16
Куклы — Гиганты
Гигантские игрушки стали делать для уличных
представлений, карнавалов и шествий. В Японии была представлена кукла
в 16 метров, ее изготовители тоже надеялись на регистрацию рекорда в Книге Гиннеса.
А вот в кубинском городе Камагуэй, который расположен примерно в 500 км от столицы страны Гаваны в восточной части острова, сшили самую большую в мире тряпичную куклу – Леонор.
Парады гигантов — огромных кукол, в несколько раз превышающих человеческий рост, — процесс очень зрелищный. Но управлять такими махинами способен далеко не каждый.
Слайд 17
ИСТОРИЯ КУКЛЫ-РУСАЛКИ
Кукла Барби Barbie легко превращается в русалку и
меняет свой образ до неузнаваемости! При соприкосновении с водой
изменяется цвет волос и на теле появляетс я изящный рисунок.
Наряд Барби легко трансформируется в хвост русалки. Ее прическа украшена диадемой. Дополнительные аксессуары Барби: расческа и пляжные шлепанцы.
В комплекте с Барби-русалки ее морской друг - дельфин.
Барби Мерлия - одна из коллекционных кукол серии История русалки.
Слайд 18
Неваляшка
В России появилась не так давно - менее
200 лет назад.
Наверное, это самая старая игрушка, в которой
человек сознательно использовал принцип устойчивого равновесия. В России Неваляшек делали с любовью - точили из дерева на токарном станке, расписывали водяными красками, сушили и покрывали лаком, и эта красивая игрушка передавалась от старших младшим. Первые русские деревянные неваляшки, появившиеся на ярмарках в начале 19 века, назывались "кувырканами"; сначала это были купцы, клоуны и девочки на шаре. Историки считают, что Неваляшка пришла к нам из Японии. Завезённые в Россию, эти куклы стали прообразом известной игрушки Ваньки-Встаньки.
Неваляшка – это традиционная
игрушка для малышей, научившихся
сидеть. Неваляшка хороша тем,
что это самообучающая игрушка:
для игры в нее малышу не нужна
помощь взрослых.
Слайд 19
Матрёшка
(уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная
игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные
ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней.
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин
Слайд 20
КУКЛА-ЯПОНКА
Наиболее древние куклы, найденные при раскопках, были отнесены
к периоду Дзёмон. Первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов.
Период
расцвета искусства создания кукол пришёлся на эпоху Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения.
С 1936 года в Японии искусство изготовления
кукол получило статус официально
признанного. Каждую весну начиная
с 1955 года лучшие мастера по изготовлению
кукол могут быть удостоены японским
правительством титула «Живое национальное
сокровище» (нингэн кокухо).
Материалами для изготовления японских
кукол служат дерево, бумага, ткань, глина
или даже живые хризантемы.
Слайд 21
КУКЛА-НЕГРИТЯНКА
В середине XIX столетия дети, почти не встречали
в своем окружении ребятишек других рас. И практически все
игровые куклы имели белые европейские лица. В эти времена путешествия по миру были уделом избранных, интерес к жизни людей в африканских и азиатских странах был ограничен. Лишь к концу XIX века повсеместно в Европе
пробуждается интерес к красоте
экзотических неевропейских лиц.
Кукольные французские и немецкие
фабриканты приступают к выпуску
первых «экзотов».
Слайд 22
ТИЛЬДА. ИСТОРИЯ.
В далеком 1999 году на свет появилась
первая тильда. Ее создательница – норвежка Тони Финнангер -
не только придумала саму куколку и разработала ее выкройку, но и построила целый бизнес, основой которого стала кукла-тильда.. Итак, Тони разработала выкройки кукол в стиле тильда, сшила множество игрушек, придумала мебель и одежду
для них…
А еще обустроила магазин, провела
обширную рекламную кампанию,
нашла и обучила персонал, оформила
документы на предпринимательство,
разработала бизнес-идею.
Слайд 23
КУКЛА – МОНСТЕР ХАЙ
американская серия фэшн-кукол, созданная Гарретом
Сэндером и проиллюстрированная Келли Райли. Официальный релиз состоялся в
июле 2010 года. Персонажи этой серии вдохновлены фильмами ужасов и классическими историями о чудовищах, что выделяет Monster High из ряда других фэшн-кукол. Считается, что линия Школы монстров составляет конкуренцию Барби, несмотря на то, что оба бренда принадлежат компании Mattel.
Большая часть персонажей серии
связана с образами знаменитых
чудовищ, таких как Дракула,
Чудовище Франкенштейна,
Оборотень, Мумия.
Слайд 24
КЛОУНЫ
В Западной Европе отдалёнными предшественниками клоунов были античные
мимы (5 в. до н. э.— конец 7 в.),
более поздними — персонажи итальянской комедии дель арте (середина 16— начало 18 вв.), шуты в пьесах Шекспира и других драматургов, паяцы старинных площадных и балаганных представлений (17 —18 вв.). В России — скоморохи, позднее — участники балаганных представлений. Самостоятельное цирковое амплуа клоуна сложилось в 1-й четверти 19 века. Первым выдающимся клоуном, прямым предшественником ковёрного клоуна, был Ж.Б. Ориоль (1834, Олимпийский цирк-театр).
Этапным событием в истории цирка
стало рождение клоунской маски
Августа (70-е годы 19 в.), в России —
Рыжего. Оно привело к возникновению
разговорного комического антре в форме
буффонадной клоунады — дуэта,
изредка — трио клоунов-буфф.
Слайд 25
ПЕТРУШКА
Перчаточная кукла, персонаж русского народного кукольного театра, главный герой одноимённого
комического представления. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и
остроконечном колпаке с кисточкой.
Происхождение этой куклы, появившейся в России во второй половине XIX века, — достоверно не прояснено. Хотя в России Петрушки известны с XVII века. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках)
и петрушек (перчаточных кукол).
До XIX века предпочтение
отдавалось Петрушке, к концу
века — марионеткам, так как
петрушечники объединились
с шарманщиками.