Слайд 2
Праздники в русской деревне прошлого составляли
важную сторону
общественной и семейной жизни.
Слайд 3
Праздник предполагал полную свободу от всякой работы.
В
этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу,
колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять
всю повседневную крестьянскую работу.
Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя:
быть веселым, приветливым, гостеприимным.
Слайд 4
Характерной чертой праздника было многолюдье.
Тихое в будни
село заполнялось зваными и незваными гостями — ярмарочными торговцами,
коробейниками.
Слайд 5
А еще вожаками с медведями, балаганщиками, кукольниками.
Праздник
воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам,
нарушавшим правила праздничного дня,
применялись жесткие меры: от денежного штрафа,
битья плетьми до полного изгнания из деревенского сообщества.
Слайд 6
Начало нового года, когда солнце поворачивает на лето,
вызывало желание у людей изменить жизнь к лучшему.
Этому
должны были помочь святочные обряды,
которые сопровождали долгие новогодние праздники.
Слайд 7
Масленичные обряды – это катание на лошадях, традиционные
игры и затеи, хождение в гости, проводы масленицы.
Слайд 8
Сооружали снежные горы и брали штурмом снежный городок,
символизирующий владения зимы.
Слайд 9
Катались с гор – кто дальше прокатится, у
того родится длиннее лен.
Слайд 10
Из снопа соломы мастерили куклу,
которую наряжали в девичий сарафан, кокошник,
опоясывали кушаком и
возили на санях по улице деревни.
Масленицу сопровождала ряженая молодежь.
Слайд 11
В воскресенье устраивали проводы Масленицы – вывозили чучело
в поле и сжигали его, а головни от костра
разбрасывали по озими. От Масленицы, олицетворяющей зиму, мрак, старались избавиться, чтобы не навредила оживающей природе.
Слайд 12
Семь недель спустя после светлого праздника Пасхи праздновали
«зеленые святки». Это время бурного роста посевов и трав.
Символом весенней растительности была молодая березка. Деревенские девушки шли в лес или рощу, загадывали о своей судьбе.
Слайд 13
Они украшали березку цветными лентами,
платками, угощали –
потчевали разными кушаньями,
водили вокруг нее хороводы с песнями.
Слайд 14
Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям.
Две из них - огонь и вода - участвовали
в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание.
Слайд 16
Заканчивалась жатва.
Крестьяне готовились к осенним праздникам в
семейном кругу:
пекли пироги, созывали родню.
Слайд 17
Последний яровой сноп – «пожинальник» - наряжали в
сарафан. Вносили в дом и торжественно ставили в красный
угол. Потом зерно из этого снопа вымолачивали и примешивали к семенам, когда весной выезжали сеять, чтобы всходы были колосистее.
Слайд 18
Праздник – это народное творчество в действии. Праздник
– это нарядные костюмы, красочные маски, озорные шутки-прибаутки, напевные
песни, озорные игры, величавые хороводы. Все обрядовые действа народного праздника имели символическое значение и передавались от поколения к поколению. Многие традиции народных праздников живы и сегодня.