Слайд 2
«Страшно писать о Гоголе» ‒ такими словами начинает
поэт-символист Андрей Белый эссе о писателе. Далее он продолжает:
«И
писали о нем, и пишут, и будут писать. <...> В тот момент, когда мы определим Гоголя и положим его на полку, мы уже ничего в нем не поймем. <...> Молчание перед этой могилой! Здесь лежит тот, кто боролся за наше будущее, боролся с дегенерацией, кто опустился в глубокие пропасти отчаяния, все еще нам неведомого, кто залетал на крыльях восторга туда, куда еще не залетал ни один дирижабль».
Слайд 3
Детские и юношеские годы
Николай Васильевич Гоголь родился 20
марта (1 апреля) 1809 года на Украине, в местечке
Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
Отец Василий Афанасьевич
Мать Мария Ивановна
Слайд 4
Детство Гоголя прошло в местах, овеянных народными и
историческими легендами и преданиями. С этим краем были связаны
события вековой вражды православных украинцев и католиков поляков, героическая история свободной Запорожской Сечи, события эпохи Петра I ‒ знаменитая Полтавская битва, воспетая А. С. Пушкиным. Все это, соединившись с поэзией фольклора и творческим воображением автора, найдет потом отражение в произведениях Гоголя.
Слайд 5
Образование будущий писатель получал сначала в уездном училище
в Полтаве, а потом в гимназии высших наук в
Нежине.
Имея с детства склонность к искусствам и литературе, Гоголь не сразу определился с выбором жизненного пути.
Хотя уже в гимназии он начал писать и стал организатором издания гимназических литературных журналов, окончив обучение, он мечтал о юридической карьере.
Уездный мирок казался ему тесным, и он уехал в Петербург.
Слайд 6
Петербург. Начало творческого пути. Идейно-художественные особенности первых повестей
Гоголя (1828‒1834)
Карьеру Гоголь начал с мелкой чиновничьей службы ‒
совсем не с того, о чем мечтал.
Петербург разочаровал и испугал недавнего провинциала, но постепенно, переходя с места на место, из департамента в департамент, узнавая жизнь столицы изнутри, юноша поддался мрачному очарованию этого города.
Слайд 7
В гимназические годы он начал вести необычный дневник
‒ «Книгу всякой всячины», в которую записывал свои мельчайшие
наблюдения и всевозможные сведения: заметки по истории, архитектуре, народные поверья и обычаи, цитаты из книг и многое другое.
Слайд 8
Первые литературные опыты Гоголя относились еще к пребыванию
в Нежине, в Петербурге он их продолжил.
Это были поэтические
сочинения. В 1829 году в печати появились его стихотворения «Италия», «Идиллия в картинках» и поэма «Ганс Кюхельгартен», о которой он потом стеснялся вспоминать, настолько она была неудачна.
Слепо подражая немецким поэтам-романтикам, Гоголь не мог обрести свое творческое «я».
Слайд 9
Первая неудача заставила его от чужих образов и
сюжетов обратиться к тому, что он прекрасно знал и
очень любил, ‒ к сказочной поэтике родной Украины. Так родилась книга «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая уже в 1832 году сделала автора знаменитым.
Слайд 10
Повести из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» ‒
это сказки:
смешные, как «Сорочинская ярмарка»,
поэтичные, как «Майская ночь»,
жуткие, как
«Страшная месть»,
поучительные, как «Beчер накануне Ивана Купалы».
Яркие краски, колоритные детали, лирика и юмор, бытовое и героическое сливаются в этой книге.
Все ее персонажи запоминаются мгновенно, такими сочными и живыми красками они нарисованы.
Слайд 11
Одновременно Гоголь работал и над книгой «Миргород», которую
составили повести с совершенно иными сюжетами и героями («Старосветские
помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»).
Слайд 12
Попав в 1828 году в Петербург, Гоголь сильно нуждался,
и друзья помогли ему найти заработок ‒ частные уроки
и место преподавателя истории в младших классах Патриотического института.
В ноябре 1829 года он получил место мелкого чиновника.
К этому времени Гоголь познакомился с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским и другими авторитетными литераторами, нашел свой творческий путь и призвание.
Слайд 13
В 1832 году Гоголь приехал в Москву, где его
приняли как состоявшегося литератора. Патриархальная Москва больше понравилась Гоголю,
чем холодный чиновничий Петербург.
В Москве Гоголь особенно сблизился с семейством Аксаковых ‒ писатель Сергей Тимофеевич и его сыновья стали одними из немногих близких Гоголю людей.
Слайд 14
С. Т. Аксаков, который, пожалуй, лучше других почувствовал и
понял сложную и противоречивую натуру писателя, вспоминал:
«Гоголя, как человека,
знали весьма немногие. Даже с друзьями своими он не был вполне или, лучше сказать, всегда откровенен. Он не любил говорить ни о своем нравственном настроении, ни о своих житейских обстоятельствах, ни о том, что он пишет, ни о своих делах семейных... Разные люди, знавшие Гоголя в разные эпохи его жизни, могли сообщить друг другу разные “известия”. Одни называли его забавным весельчаком, обходительным и ласковым; другие ‒ молчаливым, угрюмым и даже гордым; третьи ‒ занятым исключительно духовными предметами... Одним словом, Гоголя никто не знал вполне.»
Слайд 15
В 1834 году Гоголь получил место адъюнкт-профессора (помощник или
заместитель профессора) кафедры всеобщей истории в Петербургском университете и
начал готовить курс лекций по истории Украины, в частности мало кому тогда известной истории Запорожского войска.
Это совпадало с его творческим интересом ‒ работой над повестью «Тарас Бульба».
Слайд 16
«Петербургские повести» (1832‒1842)
Несмотря на то что Москву Н. В.
Гоголь полюбил больше Северной столицы, местом действия и героем
его произведений следующих лет стал Петербург.
Повести, написанные с 1832 по 1842 год: «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Портрет», «Записки сумасшедшего», ‒ получили название «петербургские».
Слайд 17
В петербургских повестях окончательно определился круг гоголевских персонажей,
которых объединяет определение «маленький человек».
Гоголь отказывался искать «героев своего
времени», потому что был убежден: их нет и быть не может у такого времени.
Он стал поэтом «ничтожеств своего времени», тех мельчайших, пустяковых существ, которыми изобилует любое общество.
Слайд 18
Петербург в повестях Н. В. Гоголя не просто место
действия, он даже больше, чем герой, он ‒ движущая
сила всего, что происходит.
Он порождает типы и сюжеты, как огромный кукловод дергает за ниточки миллионы своих обитателей.
Гоголь рисует город, отличный от величественного Петербурга Пушкина, город мелких чиновников, «значительных» лиц, которые вовсе не значительны, ремесленников, бедных художников…
Они живут в больших безликих домах, поднимаются по лестницам, «облитым помоями и украшенным следами кошек и собак».
Слайд 19
Сюжет ‒ далеко не главное в произведениях Гоголя,
но сюжеты петербургских повестей нельзя назвать простыми, потому что
в каждой банальной житейской ситуации он открывает глубокий подтекст.
Элементы фантастики и абсурда, странное, иногда не разделимое переплетение снов, видений героев, стечений обстоятельств ‒ это отражение той реальности, в которой город обманов и иллюзий заставляет существовать своих жителей.
«Все обман, все мечта,
все не то, чем кажется!» ‒
лейтмотив петербургских повестей.
Слайд 20
В первой повести цикла ‒ «Невский проспект» ‒
определяются основные темы, мотивы, сюжеты и герои последующих.
Трагическая утрата
идеала, надежды и веры ‒ причина самоубийства Пискарева в «Невском проспекте», смерти Акакия Акакиевича в «Шинели» и сумасшествия Поприщина в «Записках сумасшедшего».
Тема сосуществования художника и действительности начинает звучать в связи с образом Пискарева и развивается в «Портрете».
Самодостаточность, благоденствие и процветание пошлости ‒ стержень образа поручика Пирогова и повести «Нос».
Слайд 21
Н. В. Гоголь-драматург
В 1836 году Гоголь покорил русский театр, на
сценах Петербурга и Москвы шла его комедия «Ревизор».
Вслед за
«Ревизором» появились пьесы «Женитьба» и «Игроки».
Это своего рода драматическая трилогия, суть которой можно определить словами из «Театрального разъезда» ‒ послесловия к «Ревизору»:
«Теперь сильнее завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть или затмить во что бы то ни стало другого. <...>
Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь?»
Слайд 22
Особенности сатиры Гоголя
«В государствах считают только города, в
городах ‒ соборы, дворцы и дома, а в домах
их хозяев... Только юморист считает в народе людей, в городах ‒ крыши, и под каждой крышей каждое человеческое сердце...»
‒ так определил Гоголь суть своего дара и литературного призвания.
Он называл себя юмористом, но вкладывал в это слово смысл, отличный от современного.
Юморист, в понятии Гоголя, ‒ писатель, который в своем творчестве акцентирует внимание на мелочах жизни, на лицах и происшествиях, недостойных «высоких» литературных жанров.
Слайд 23
Постепенно за Гоголем закрепилось амплуа писателя-сатирика, высмеивающего пороки
общества.
Гоголь не отрицал этого, только истинный смысл его сатиры
всегда был намного глубже, чем могли понять большинство его современников, а потом и поколения, для которых он стал классиком русской литературы.
Его обвиняли в том, что он обладает искаженным взглядом на мир, злым и карикатурным, как в кривом зеркале, что во всем видит смешное и нелепое.
Слайд 24
Философско-религиозные искания Гоголя. Замысел трилогии о России (1834‒1843)
Гоголь
‒ типично русский и глубоко христианский писатель и мыслитель.
Еще
в юности он осознал, что рожден с исключительной целью.
Постепенно он убедил себя, что задача, с которой он пришел в мир, по сути своей миссионерская, почти апостольская, ‒ способствовать возрождению русской духовности.
С каждым годом все мучительнее становились раздумья Гоголя о том, чем он может послужить России, поиски ответов на вопрос: что может ее спасти?
Все отчетливее он понимает, что ответы нужно искать в основах православной веры.
Слайд 25
С этой целью, сначала подсознательной, а потом четко
определившейся, Гоголь начал работать над своей главной книгой ‒
трилогией о России, первая часть которой получила название «Мертвые души».
Забавный и нелепый анекдот о предприимчивом Чичикове давал автору возможность «изъездить с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров».
Гоголь смотрел на первую часть своего труда как на преамбулу к двум последующим, говорил, что «она в отношении к ним... крыльцо ко дворцу».
Слайд 26
Работу над трилогией Гоголь начал в 1835 году и
продолжал 17 лет. В 1836 году он впервые уехал в Италию,
которая стала для него своеобразной «землей обетованной».
Италия ассоциировалась у Гоголя с красотой и гармонией, представлялась колыбелью искусств и талантов, там ему хорошо думалось и писалось.
Когда в 1839 году Гоголь вернулся в Россию, первый том трилогии был почти написан, он прочитал его в Москве у Аксаковых и в Петербурге у В.А. Жуковского.
Слайд 27
В Италии писателя настигло известие о гибели Пушкина,
которое страшно потрясло его.
«Моя жизнь, мое высшее наслаждение умерло
с ним, ‒ пишет Гоголь одному из друзей.
‒ ...Я тешил себя мыслью, как будет доволен он, угадывал, что будет нравиться ему, и это было моею высшею и первою наградой.
Теперь этой награды нет впереди!»
Слайд 28
«Мертвые души» увидели свет в 1842 году.
Книгу ждали, вокруг
нее сразу разгорелась бурная полемика и в читательских кругах,
и в среде литераторов и критиков.
Одни восторженно хвалили автора, другие обвиняли в клевете на действительность, в том, что он показал «какой-то особенный мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать».
Первым в рядах защитников книги был В. Г. Белинский, который написал, что «“Мертвые души” выше всего, что было и есть в русской литературе, ибо в них глубокость живой общественной идеи неразрывно сочеталась с бесконечною художественностью образов...».
Слайд 29
Начало 1845 года знаменуется для Гоголя новым душевным
кризисом.
Он начинает переезжать с курорта на курорт с целью
обрести душевное равновесие.
В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома.
Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу. И начинает работу заново.
Слайд 30
В 1847 году был издан цикл статей писателя
в форме писем под названием «Выбранные места из переписки
с друзьями».
Главная мысль этой книги – необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения.
Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением.
Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии»
Слайд 31
Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что
не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться
Святому Гробу.
В конце 1847 года он переехал в Неаполь и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.