Слайд 2
Речевая коммуникация
ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
СЛОВА
НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНКАЦИЯ
ЖЕСТЫ, СИМВОЛЫ
Речевая коммуникация – процесс
установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между
людьми при помощи языка.
Слайд 3
Речевая коммуникация
КОНТЕКСТ ИЛИ СИТУАЦИЯ
Сообщение – текст в устной
или письменной форме
АДРЕСАНТ
АДРЕСАТ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Слайд 4
КОММУНИКАЦИЯ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ ВИДЫ (газопроводы, телефонные провода)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВИДЫ
ПЕЧАТНЫЕ
КНИГИ
СМИ
НАУЧНЫЕ ТЕКСТЫ
РЕКЛАМА
УСТНЫЕ
ЛЕКЦИЯ
ОРАТОРСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
ТЕАТР
РЕКЛАМА
ВИДЕО
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ФИЛЬМЫ
РЕКЛАМА
ТЕЛЕВИЗИООНЫЕ ПРОГРАММЫ
Слайд 5
Речевая деятельность
Речевая деятельность как один из видов деятельности
человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз:
В соответствии с этими фазами осуществляется каждое отдельное речевое действие.
Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т. е. обстоятельства, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию).
Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, и т. п.
Речевая ситуация порождает мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность совершения этого действия.
ОРИНТИРОВКА
ПЛАНИРОВАНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЯ
КОНТРОЛЬ
Слайд 6
Определение текста
Существует много разных интерпретаций и определений текста.
В частности, в нетерминологическом употреблении слово "текст" обозначает нечто
написанное (и наоборот, "речь" обозначает произнесение, но не письмо). Однако в лингвистической терминологии это противопоставление, как правило, не используется. Так, говорят и об устной, и о письменной речи и соответственно о письменном и устном тексте. Именно поэтому иногда понятия текста и речи отождествляют. Б. Касевич указывает на две интерпретации термина "текст" - широкую и узкую. Текст в широком смысле - то же самое, что речь.
Слайд 7
Определение текста
Так, Т. М. Николаева в Лингвистическом энциклопедическом
словаре (ЛЭС) определяет текст как объединённую смысловой связью последовательность
знаков, что не противоречит рассмотрению текста в рамках языка. Тем не менее, если слово понимается прежде всего как единица языка (хотя можно говорить и об актуализованном слове), для ранга предложения/высказывания обе интерпретации по существу равноправны, так что используются два разных термина, текст естественнее рассматривать именно в рамках речи.
Слайд 8
Текстуальность и ее критерии
Полное определение текста дается в
ЛЭС следующим образом: "Объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц,
основными свойствами которой являются связность и цельность".
Главный вопрос, связанный с текстом, состоит в том, какой фрагмент речи или какую последовательность высказываний следует считать текстом. Основным критерием текстуальности принято считать упомянутую выше связность.
Существуют попытки определить связность через уже известные лингвистические понятия, например через актуальное членение. Так, согласно одной из гипотез связность определяется движением тем и рем высказываний, причем темы скрепляют текст, а ремы передают новую информацию (ремы одних высказываний, в частности, становятся темами следующих за ними):
Мы вошли в дом. В доме пахло сыростью. Сырость эта, казалось, идет из самой земли.
Кроме того, текстуальность обеспечивается общим фондом знаний говорящего и адресата, общими пресуппозициями и коммуникативными принципами
Слайд 9
Текстуальность и ее критерии
В анализе дискурса (англоязычном направлении)
вместо недостаточно четкого термина "связность" используют термины когезия (cohesion)
и когерентность (coherence). Фактически речь идет о внутренней (структурной) и внешней (прагматической) связности.
Когезией называется связь элементов текста, при которой интерпретация одних элементов текста зависит от других. Когезия это только локальная связность, – связность линейного типа, выражаемая формально, преимущественно языковыми средствами. Она базируется на местоименной субституции, лексических повторах, наличии союзов, соотнесенности грамматических форм и др. Одной из основных функцией когезии в тексте является установление последовательности различных языковых знаков, их смыслов и форм; когезия скрепляет такую последовательность в одно отдельное целое.
Слайд 10
Текстуальность и ее критерии
Когерентностью называется связность, привносимая чем-то
внешним по отношению к тексту, прежде всего знаниями его
адресата. На основании этих знаний адресат может конструировать определенные ожидания и достраивать связи, отсутствующие в тексте в явном виде.
По мнению О.И. Маскальской, когерентность текста есть результат взаимодействия логико-семантического, синтаксического и стилистического видов когезии
Ф. Данеш, рекомендует использовать термин когезия в связи со средствами выражения, а когерентность по отношению к широкому кругу семантических связей.
Слайд 11
Дискурс и его свойства
В анализе дискурса вместо
свойства цельности используется несколько более простых свойств:
интенсиональность,
информативность,
ситуационность и
приемлемость.
Интенсиональностью называется сознательное намерение достичь определенных целей с помощью данного текста, т. е. некая единая целевая установка (аналог иллокутивной силы у высказывания).
Слайд 12
Критерий информативности означает, что текст в целом должен
содержать новую и понятную информацию.
Критерий ситуационности означает, что должна
быть учтена ситуация, в которой осуществляется речь или с которой данный текст связан.
Особый интерес представляет собой прагматический критерий приемлемости. Он означает согласие адресата или определенной аудитории рассматривать данную последовательность предложений в качестве текста.
Слайд 13
Проблемы типологии текстов
По мысли К. Бринкера, каждый конкретный
текст представляет собой не реализацию общего абстрактного понятия «текст»,
а реализацию определенного типа текста.
Создание единой типологии текстов необходимо:
для выявления принципов, норм, правил и закономерностей порождения и восприятия текстов;
для лингвистического анализа отдельных текстов (важно выявить признаки, присущие только данному типу текста, а также те признаки, которые объединяют его с другими);
для описания явления интертекстуальности: типы текста по своей сути интертекстуальны, так как создание и восприятие текста зависит от знания других текстов и владения навыками составления разных типов текста;
для выявления признаков «текстуальности» речевого произведения и главных текстообразующих признаков;
для окончательного определения «текста» как лингвистической категории.
Слайд 14
Проблемы типологии текстов
Тип текста можно определить, как класс
текстов, «которые имеют одинаковые коммуникативные цели и условия протекания
коммуникации, а также сходные грамматические и тематические характеристики (т.е. используют определенные грамматические конструкции, синтаксические структуры, закономерности актуального членения, сходную лексику)» (Lexikon 1985: 281).
Это «немецкое определение» относится ко всем типам текста, кроме художественных, которые не включаются в данную типологию и изучаются отдельно, так как художественный текст обладает рядом специфических свойств.
Слайд 15
Проблемы типологии текстов
Первым исследованием в области типологии текстов,
немного опередившим все подобные, была работа Владимира Яковлевича Проппа
«Морфология сказки» (1928), которая, по словам франц. семиотика Клода Бремона, и по сей день сохраняет значение теоретического первоисточника.
Изучение одного из видов народной сказки, а именно волшебной сказки, по поступкам (функциям, в терминологии автора) действующих лиц, позволило установить общий закон ее построения:
во-первых, все сюжеты волшебной сказки основаны на повторяемости функций,
во-вторых, получена единая композиционная схема, лежащая в основе волшебных сказок, исходя из которой можно сочинять бесконечное множество сказок:.
«Если предложенную мною схему назвать моделью, то модель эта воспроизводит все конструктивные (стабильные) элементы сказки, оставляя в стороне элементы переменные.
«Композиция относится к области формы прозаического произведения… Под формой обычно понимают жанровую принадлежность. Один и тот же сюжет может иметь форму романа, трагедии, киносценария» .
Слайд 16
Проблемы типологии текстов
Одной из наиболее известных, разработанных в
филологии является литературоведческая типология художественных жанров. Жанр – исторически
складывающийся тип литературного произведения.
Принято выделять три художественных жанра: лирику, эпос и драму.
Дальнейшее выделение жанров осуществляется внутри этих групп по целому ряду признаков: объему, тематике, основной эмоциональной тональности, типу композиции и др. Например, роман и очерк относятся к эпическим жанрам, однако первый принадлежит к большим формам, а второй – к малым; различают исторические, детективные, фантастические, бытовые и пр. разновидности романов.
Слайд 17
Проблемы типологии текстов
В той же степени разработана лингвистическая
типология текстов с учетом функционально-стилевого параметра. В ее основу
положены прежде всего такие экстралингвистические факторы, как цель и сфера общения
Выделяют тексты разговорные и книжные: художественные, официально-деловые, публицистические, научные. Выделенные типы текстов, в свою очередь, классифицируются с учетом многочисленных экстралингвистических факторов.
Так, с учетом адресата (степени его осведомленности в вопросах науки, уровня подготовки) научные тексты делятся на:
собственно научные (обращенные к коллегам-специалистам),
учебно-научные (рассчитанные на будущих специалистов) и
научно-популярные (для неспециалистов, интересующихся наукой)
Слайд 19
Проблемы типологии текстов
Трудности, с которыми сопряжена разработка типологии
текстов, связаны с отсутствием единого подхода к толкованию центрального
понятия проблемы: «тип текста» и неоднозначность понимания (и противоречивость) избираемых критериев типологизации.
Слайд 20
Проблемы типологии текстов
Наиболее распространенным в современной коммуникативной лингвистике
является такое понимание типа текста, которое сближает его с
понятием «жанр текста». Тип текста понимается как класс текстологических единиц с одинаковой функциональной спецификой и приблизительно одинаковой языковой и стилистической актуализацией (Ризель Э. Г., 1984, Винокур Т.Г. идр.).
Проблема выявления категориальных признаков (параметров) текста обусловливает различия в предлагаемых типологиях текста. Если строить типологию текстов на базе модели речевой коммуникации, то необходимо различать два основных класса параметров текста, учитываемых в этой модели:
1) интралингвистические – собственно языковые;
2) экстралингвистические, определяемые коммуникативной ситуацией (например, говорящим, слушающим и т.д.)
Слайд 21
Теория речевых жанров
Важным понятием для типологии текстов стала
категория речевого жанра, определившая появление целого направления современной лингвистики
– жанроведения (теории жанров). Наблюдения над речью позволили М.М. Бахтину сделать важные вывод о том, что подобно тому, как в литературоведении типизируются художественные тексты, можно классифицировать и нехудожественные речевые произведения. Модель речевого жанра, предложенная ученым, включает три признака:
1. тема РЖ – предмет речи;
2. стиль РЖ (отбор языковых единиц) – выражает определенную (экспрессивную) позицию говорящего и определяет ответную позицию;
3. композиция РЖ – обеспечивает связь с действительностью темы и стиля.
Типология РЖ, которая основывается на этих жанровых признаках, включает в себя 4 класса РЖ:
информативные,
императивные (содействуют осуществлению событий реальной действительности: просьбы, советы и др.),
этикетные (или перформативные) формируют события социальной действительности: приветствия, поздравления и т. д.) и
оценочные
Слайд 22
Вопросы для самоконтроля
Что такое коммуникация? Какие типы коммуникации
вы знаете?
Что такое речевая коммуникация?
Какие типы речевой коммуникации вы
можете выделить (по условиям общения, по количеству участников беседы, по цели общения, по характеру ситуации)?
Чем характеризуется речевая деятельность?
Что такое текст?
Каковы признаки текста, Что можно считать текстом, а что нет? Приведите примеры.
Как вы понимаете термины КОГЕЗИЯ и КОГЕРЕНТНОСТЬ?
Как решается проблема классификации и типологии текстов?
Какие классификации текстов на сегодняшний день наиболее разработаны?
Что такое «речевой жанр»?
Изложите основные положения теории речевых жанров.