Слайд 2
Виды воображения
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее
значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком
стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Слайд 3
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно
выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.
Слайд 4
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать
представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.
С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями.
Слайд 5
Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно
характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые
не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.
Слайд 6
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа
воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом
мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения.
Слайд 7
Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого,
тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются
желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится.
Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
Слайд 8
Главной особенностью мечты является то, что она направлена
на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение,
направленное на желаемое будущее.
Слайд 9
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е.
связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может
быть преднамеренным и непреднамеренным.
Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез.
Слайд 11
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
Простейшей формой синтеза
в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового
образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому.
Слайд 12
Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия
в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или
его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.
Слайд 13
Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения,
идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и
акцентировка. Схематизация может иметь место при различных условиях.
Слайд 14
Во-первых, схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного
восприятия объекта.
Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия
объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей.
В-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта.
Слайд 15
Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков
образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных
образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе.
Слайд 16
Развитие воображения
Человек не рождается с развитым воображением. Развитие
воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления
известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения.