Слайд 2
Со школьных лет известна легенда об основании Киева
тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом. Новгородские историки XI—XII
веков вписали эту легенду в летопись под 854 годом, уравняв Киев с другими городами Древней Руси, а самого князя Кия объявили простым охотником или перевозчиком через Днепр. Киевские историки не остались в долгу и ответили «несведущим». Первый ответ был дан в торжественной форме составителем летописного свода 1093
года (перевод):
«Как в древности был царь Рим (Ромул) и в его честь назван город Рим. Также Антиох и был (город) Антиохия... был также Александр (Македонский) и во имя его - Александрия. И во многих местах города были наречены во имя царей и князей.
Так же и в нашей стране назван был великий город Киев во имя Кия».
Слайд 3
Полвека тому назад академик Н. Я. Марр обратил
внимание на поразительное сходство русской летописной легенды об основании
Киева с записью в армянской «Истории Тарона», написанной Зенобом Глаком в VIII веке. Там есть легенда, не имеющая никакого отношения к истории Армении, искусственно вставленная в канву древних армянских событий, но она полностью совпадает с киевским преданием: три брата — Куар (Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) — основывают три города в стране Палуни (Поляне), а через некоторое время братья создают еще город на горе Керкей, где был простор для охоты и обилие трав и деревьев, и ставят там двух языческих идолов. Совпадение обоих преданий почти полное, только одного из братьев звали не Щек, а Мелтей.
Слайд 4
Русская же летописная легенда гласит: «Кий, один из
вождей племени полян, живших по Среднему Днепру, вместе со
своими младшими братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью основал город, названный в его честь Киевом. Затем он побывал в Царьграде и был там принят императором с большой честью. Возвращаясь, осел со своей дружиной на Дунае, где основал городок.»
Есть основания считать эту легенду правдой, потому что, помимо того,что город Киев назван в честь Кия, в Киеве есть горные вершины Щековица и Хоревица, так же протекает река Лыбедь.
Слайд 5
Каждое племя имело своего князя. Одним из таких
князей в VI веке был Кий у полян. Некоторые
историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии. Многие исследователи считают Кия легендарной фигурой.
Слайд 6
Также, существует научная теория о происхождение названия
Киев от слова «кий» в таком контексте. Первыми поселенцами
Киева могли быть рабочие,сооружавшие переправу через Днепр. Переправу строили из деревянных слоев уложенных на вбитых в дно столбах – «киях». Из христианских религиозных легенд о возникновении Киева, существует легенда о том, что на современных киевских холмах побывал однажды апостол Андрей и прорекал на этом месте возникновение большого и красивого города
Слайд 7
Место для города было выбрано удачно: высокие склоны
Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. К
ІХ в. город разросся: уже были обжиты все склоны вокруг Старокиевской горы и Подол. Богатство и влияние Киева было связано с торговлей. Он стоял на перекрестке международных торговых путей — легендарного «из варяг в греки», т.е. от Балтики к Константинополю, и второго крупнейшего — из Регенсбурга через Прагу, Киев и далее в Среднюю Азию и Иран. Активно торговал Киев и с Англией.
Слайд 8
И всю историю Руси историк начинает с ответа
на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля и кто
в Киеве нача первее княжити?» Мы теперь можем определить, что Киев начал играть свою историческую роль с момента своего возникновения; он возник как историческая необходимость полторы тысячи лет тому назад и с честью пришел к своему славному юбилею. Не только братские славянские народы - украинцы, русские и белорусы,— но и вся семья советских народов приветствует старейший славянский город, город-герой — Киев.