Слайд 2
Конвенция о международном финансовом лизинге разрабатывалась Международным институтом
по унификации частного права (UNIDROIT), с привлечением представителей ассоциаций
лизинговых компаний, известных правоведов, правительственных экспертов из многих стран, с 1974 г. по 1988 г. Окончательный текст ее был одобрен 28 мая 1988 г. в Оттаве на конференции с участием 55 государств, в том числе СССР.
Слайд 3
Этот документ содержит унифицированные нормы международного финансового лизинга
и стандартную модель договора, которая рекомендована к использованию по
всему миру. Согласно нормам данной конвенции, лизинг – это сделка, которая должна быть оформлена двумя договорами: договором купли-продажи (поставки) оборудования и непосредственно договором лизинга. Россия присоединилась к данной конвенции в 1999 году, кроме нашей страны в ней участвуют Франция, Италия, Испания, Латвия, Белоруссия и ряд других стран. На практике, нормы Оттавской конвенции применяются именно при заключении сделок международного финансового лизинга, то есть если лизингодатель и лизингополучатель находятся и зарегистрированы в разных государствах.
Слайд 4
Цель
Конвенция о лизинге не затрагивает узких финансовых и
иных сугубо практических аспектов лизинговых сделок. Она скорее представляет
собой их общетеоретическую базу.
унификация правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением сделок международного финансового лизинга
Слайд 5
Несмотря на относительную краткость, Конвенция о лизинге является
весьма сложным юридическим документом. Рядом своих положений и формулировок
она связана с Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. и Конвенцией о представительстве при международной купле-продаже товаров, подписанной в Женеве в 1983 г. Конвенция “состыковывает” нормы систем англосаксонского и континентального права, учитывает интересы как лизинговых компаний, так и компаний-пользователей.
Слайд 6
Данная Конвенция создает свод наиболее общих правил регулирования
лизинговых сделок, который может дополняться сторонами сделки с учетом
конкретных условий. Конвенция допускает возможность неприменения ее положений в целом в случае согласия на это каждой из сторон договора поставки и договора лизинга. Она также содержит диспозитивную норму, позволяющую сторонам отступать от тех или иных положений Конвенции, кроме специально оговоренных по тексту.
Слайд 7
Основные положения Оттавской конвенции.
Данный документ содержит преамбулу и
три главы: “Сфера применения и общие положения”, “Права и
обязанности сторон”, “Заключительные положения”. Всего в нем 25 статей.
Конвенция касается тех сделок финансового лизинга, при которых предприятия лизингодателя и пользователя находятся в разных странах. Местонахождение лизингодателя и пользователя, а не поставщика и пользователя, было выбрано определяющим при решении вопроса, носит ли трехсторонняя лизинговая сделка международный характер, поскольку договор лизинга является ее наиболее важной составляющей частью.
Слайд 8
Конвенция дает описание сделки финансового лизинга (ст.1), базирующееся
на определении, принятом Европейской федерацией ассоциаций лизинговых компаний в
1977 г.
В связи с тем, что в одних странах включение в договор лизинга опциона на покупку оборудования необязательно, в других - обязательно, а в третьих - заставляет квалифицировать его как договор “аренды-продажи” или “условной продажи”, было согласовано, что Конвенция применяется “независимо от того, есть ли у арендатора или приобретет или нет арендатор впоследствии право купить оборудование или продолжить пользоваться им на условиях лизинга в последующий период” (ст.1).
Слайд 9
Сделки финансового лизинга на недвижимость (“real estate”) и
на оборудование, предназначенное для личных, семейных или домашних целей,
не регулируются Оттавской конвенцией.
Недвижимость не была включена в сферу регулирования Оттавской конвенцией главным образом по двум причинам: относительно малой доли сделок с недвижимостью в операциях международного финансового лизинга и трудностей в их международной унификации. Упоминание в ст.4 Конвенции “земельного участка” относится к лизингу крупного оборудования, которое может стать “принадлежностью земельного участка” или быть “присоединено к земельному участку”.
Под действие данного юридического документа, по определению, не подпадают оперативный лизинг и краткосрочная аренда (“renting”). При этом, однако, следует учитывать существующую в ряде случаев нечеткость границ между оперативным и финансовым лизингом и обращать внимание не столько на используемое название, сколько на содержание сделки. Это замечание, в частности, относится к некоторым сделкам “оперативного” лизинга самолетов.
Конвенция также не касается возвратного лизинга (“sale and lease-back”), практикуемого в первую очередь в операциях с недвижимостью. В сделках возвратного лизинга не 3 и более, а 2 стороны.
Слайд 10
Статья 7 регулирует права лизингодателя на переданное в
лизинг оборудование по отношению к “доверительному собственнику при банкротстве”
лизингополучателя и кредиторам лизингополучателя в случае банкротства последнего. Она указывает, что если по применимому праву указанные права лизингодателя действуют только при соблюдении им норм о публичном уведомлении (“public notice”), то эти права будут действительными лишь при соблюдении таких норм, и определяет применимое право по различным категориям оборудования (государства регистрации оборудования, государства местонахождения основного коммерческого предприятия пользователя или государства местонахождения оборудования).
Формулировки ст.7 в том виде, в котором они вошли в текст Конвенции, были выработаны в ходе сложных дискуссий между представителями систем англосаксонского и континентального права, в особенности по вопросу об оповещении третьих лиц о действительном собственнике оборудования. Последнее весьма важно при банкротствах лизингополучателя и при продаже им оборудования добросовестному покупателю. Получился несколько “урезанный” вариант, отражающий ситуации с банкротствами, но оставляющий регулирование случаев неправомерного отчуждения оборудования третьим лицам за национальными законодательствами.