Слайд 2
В СССР было три центра ракетостроения: московский (под
руководством С.П. Королева), уральский ( под руководством В.П. Макеева,
ученика С.П. Королева) и украинский ( под руководством М.К. Янгеля).
«Оттепель» Развитие космической техники
Слайд 3
«Оттепель»
К концу 1960 г. СССР создал межконтинентальные баллистические
ракеты. (опередили США)
Огромная мощность двигателей военных ракет позволила
приступить к освоению космоса.
Слайд 4
«Оттепель»
В казахской степи был построен космодром Байконур.
4
октября 1957 г. С Байконура был запущен искусственный первый
спутник Земли весом 80 кг.
Затем космические аппараты доставили в космос животных, облетели Луну и передали на Землю первую фотографию её обратной стороны.
Слайд 7
«Оттепель»
В 1959 году советский космический корабль впервые достиг
Луны, оставив на ней вымпел СССР.
12 апреля 1961
года был запущен первый пилотируемый корабль «Восток» с первым человеком на борту: с Юрием Алексеевичем Гагариным.
Слайд 8
«Оттепель»
После Ю.А. Гагарина в космос были отправлены Герман
Титов, в 1962 г. – парный полет Андриана Николаева
и Павла Поповича, а в 1963 году в космос полетела первая женщина – Валентина Терешкова.
Слайд 9
«Оттепель»
В ноябре 1962 года к Марсу была запущена
исследовательская ракета «Марс-1»
Слайд 10
«Оттепель»
В 1954 году в журнале «Новый мир» напечатана
повесть И.Г. Эренбурга «Оттепель», которая дала название периоду в
политической и культурной жизни в СССР в 1954-1964 гг.
В журнале «Новый мир» были напечатаны в 1956 г. роман В.Д. Дудинцева «Не хлебом единым», а в 1962 г. повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в 1963 г. – «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка». Журнал «Новый мир» под руководством Твардовского стал центром притяжения сторонников демократических начинаний.
Слайд 13
«Оттепель»
Журнал «Октябрь» был противником и критиком «оттепельной» прозы.
Вокруг журналов «Знамя» и «Молодая гвардия» группировались сторонники обращения
к традиционализму и национальным ценностям.
В толстых журналах появляются проза и драматургия обращавшая внимание на внутренний мир и частную жизнь человека.
Происходит разделение писателей на «деревенскую» и «городскую» прозу.
Слайд 14
«Оттепель»
«Деревенскую» прозу писали:
В.И. Белов
В.Г. Распутин
Ф.А. Абрамов
В.М. Шукшин (ранние
произведения)
В.П. Астафьев
С.П. Залыгин
В.Г. Распутин
В.М. Шукшин
Слайд 15
«Оттепель»
«Городскую» прозу писали:
Ю.В. Трифонов
В.В. Липатов
Слайд 16
«Оттепель»
На тему прошедшей войны писали:
Ю.В. Бондарев
К.Д. Воробьев
В.В.
Быков
Б.Л. Васильев
Г.Я. Бакланов
Слайд 17
«Оттепель»
Лучшие фильмы «оттепельных» лет о войне:
«Летят журавли» по
пьесе В.С. Розова «Вечно живые» реж. М.К. Калатозов, «Баллада
о солдате» , реж. Г.Н. Чухрай
Слайд 18
«Оттепель»
В начале 60-х годов В.С. Гроссман работал над
эпопеей «Жизнь и судьба» о трагедии народа ввергнутого в
войну. Роман был изъят и напечатан только в годы перестройки.
Слайд 19
«Оттепель»
В конце 50-х годов возник самиздат – издания,
ходившие в списках в виде машинописных, рукописных или фотокопий.
Самиздат не проходил цензуру. Самиздатом выходили переводные иностранные и отечественные произведения.
Слайд 20
«Оттепель»
Издания советских авторов, печатавшиеся за границей , и
привозившиеся тайно в СССР называли тамиздатом.
Одним из таких произведений
стал роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Сначала в переводе, а затем и на русском языке роман вышел в Европе.
В 1958 г. после присуждения Б.Л. Пастернаку Нобелевской премии по литературе в СССР развернулась травля писателя.
Слайд 21
«Оттепель»
В 60-е годы определился круг приближенных к власти
писателей и художников, все они занимали руководящие посты в
творческих союзах.
Использовались и средства прямого давления на деятелей культуры.
Во время посещения юбилейной выставки Московской организации художников в декабре 1962 г. Хрущев обрушился с грубыми нападками на молодых живописцев Э.М. Белютина, работавших вне «понятных» реалистических канонов. В печати была развернута кампания критики «идейно чуждых влияний» и «индивидуалистического произвола».
Слайд 22
«Оттепель»
В СССР с Запада проникали новые художественные веяния,
а вместе с ними политические идеи. Власти хотели взять
эти тенденции под контроль.
В 1955 г. вышел первый номер журнала «Иностранная литература», печатавший произведения «прогрессивных» зарубежных авторов.
В 1956 г. в Москве и Ленинграде состоялись выставка картин П. Пикассо.
Слайд 23
«Оттепель»
В 1957 г. в Москве прошел 1957 г.
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
Слайд 24
«Оттепель»
В 1958 г. В Москве прошел первый Международный
конкурс им. П.И. Чайковского. На конкурсе победил молодой американский
пианист Х. Ван Клиберн.
Слайд 25
«Оттепель»
«Визитной карточкой» советского искусства за рубежом стал балет.
Состоялись первые зарубежные гастроли Большого и Кировского (ныне Мариинского)
театров.
Были поставлены спектакли «Спартак» А.И. Хачатуряна, «Кармен-сюита» Р.К. Щедрина, «Легенда о любви» А.Д. Меликова. В эти годы блистали М.М. Плисецкая, Е.С. Максимова и В.В. Васильев, И.А. Колпакова, Н.И. Бессмертнова и др.
Слайд 27
«Оттепель»
Шестидесятники-
сторонники отказа от сталинских методов политического
руководства и «возврата к идеалам революции», к последовательному воплощению
в жизнь идеалов социализма. Шестидесятников объединяло обостренное чувство ответственности за судьбу страны, активная гражданская позиция.
Слайд 28
«Оттепель»
Среди шестидесятников были: молодые художники В.Е. Попков, Г.И.
Андронов, Т.Т. Салахов. Настроения звучали в театральных постановках молодых
коллективов «Современника» и «Таганки», в кинофильмах «Я шагаю по Москве», реж. Данелия, 1963; «Мне двадцать лет», реж. М.М. Хуциев, 1965.
Слайд 29
«Оттепель»
Молодые поэты Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский, Р.И. Рождественский,
Б.А. Ахмадулина обращались в своих стихах к современникам и
современным темам. Вечера поэзии в Политехническом музее в Москве собирали полные залы. На поэтические чтения на стадионе в Лужниках в 1962 г. Пришло 14 тысяч человек.
Слайд 30
«Оттепель»
В 50-60-е годы наступил расцвет «поющей поэзии» –
Б.Ш. Окуджава,
Н.Н. Матвеева,
Ю.И. Визбор,
Ю.Ч. Ким,
А.А.
Галич
Слайд 31
«Оттепель»
Научная фантастика стала наиболее популярной.
Фильмы о молодых ученых-физиках
«Девять дней одного года» - режиссер М.И. Ромм, 1961
г.; «Иду на грозу» по роману Д. Гранина – 1962 г.
Слайд 32
«Оттепель»
В 60-е годы была «реабилитирована» кибернетика. Нобелевские премии
по физике получили Л.Д. Ландау, П.А. Черенков, И.М. Франк,
И.Е. Тамм, Н.Г. Басов, А.М. Прохоров
Слайд 33
«Оттепель»
В 50-60-е годы росли наукограды: новосибирский Академгородок, Дубна
(Объединенный институт ядерных исследований), Протвино,
Обнинск,
Троицк и др.
Слайд 34
«Оттепель»
Годы «оттепели» были ознаменованы новым витком борьбы с
религией. Закрывались храмы и монастыри, ликвидировались приходы. Церкви запрещено
было заниматься благотворительностью. Священники обязаны были вести учет венчаниям и крещениям.
Сведения о посещении храмов могли навредить карьере и закрыть дорогу ко многим сферам деятельности. Давлению подвергались все конфессии.
Слайд 35
«Оттепель»
Бытовая революция
В 50-60 годы началось массовое жилищное строительство:
жилищный фонд увеличился на 80 %, новоселье справили 54
млн. человек – ¼ населения СССР. Бесплатное жилье получали в порядке очереди семьи, где на одного человека приходилось менее
4,5 м2 жилой площади
Слайд 36
«Оттепель»
Первым микрорайном «хрущевок» стали московские Черемушки.
Строились также школы,
детские сады, поликлиники, центры бытовых услуг. Но мест и
в школах, и в садах не хватало. Мало было недорогих кафе. Появились чебуречные, пельменные и даже заведения типа «Минутка», «Улыбка», «Ветерок», но их меню и интерьер были аскетичными.
Слайд 37
«Оттепель»
Во второй половине 1950-х годов на улицах городов
появились стиляги- молодые люди, нарочно пытавшиеся подражать в одежде
и поведении западной моде. Образ стиляги ассоциировались с преклонением перед всем иностранным, особенно перед джазом. Стиляг стали критиковать и высмеивать в сатирических публикациях.
Слайд 38
«Оттепель»
Советская промышленность работала по утвержденным стандартам и не
могла удовлетворить спрос на модные вещи. Модницы вещи шили
в ателье и по выкройкам из журналов. В быт входили яркие цвета, изделия из синтетических материалов: нейлоновые рубашки, капроновые чулки и носки, яркие игрушки из пластмассы. За ними стояли в многочасовых очередях.
Слайд 39
«Оттепель»
Развитие образование
По данным переписи населения 1959 года, высшее,
среднее и неполное среднее образование имело 43 % населения.
В стране стала падать привлекательность рабочих профессий, выпускники неохотно шли на производство. Преимущество при поступлении в вузы получали те, кто имел стаж работы, хорошую партийно-производственную характеристику и отслужил в армии.
Слайд 40
«Оттепель»
Кроме дневной формы вузовского образования бурно развивались вечерняя
и заочная. Это позволяло сочетать работу с учебой.
Для того,
чтобы «приблизить школу к производству» была начата реформа системы среднего образования. В декабре 1958 г. Вместо полного 10-летнего и всеобщего 7-летнего образования было введено всеобщее обязательное 8-летнее образование.
Слайд 41
«Оттепель»
Для получения полного среднего образования можно было закончить
профтехучилище (ПТУ) или техникум и получить рабочую специальность или
учиться в вечерней (заочной) школе рабочей молодежи , совмещая работу и учебу, но качество обучения в них было ниже, чем в средней школе. В обычных школах в старших классах вводилась обязательная производственная практика.