Слайд 2
План лекции:
1. Феномен модернизации в культуре: особенности и
проблемы.
2.Новые формы и разновидности культуры.
Массовая культура:
Субкультура
Контркультура
3.Проблемы непонимания культур.
Слайд 3
Инновации в культуре
механизм формирования новых технологий и новых
моделей поведения, которые создают предпосылки для социокультурных изменений.
Слайд 4
Исторический пример:
19 ноября 1922 г. под Харьковом в
семье начальника ж.д. узла родился мальчик
- Юрий Кнорозов.
Этнограф, историк
культуры, расшифровал письменность индейцев майя! Никогда не был на Юкотане, только по письменным источникам!
Помог один факт и внимательность ученого!
Юрий знал слово «какао»: на фреске майя индеец
держал чашку с какао и она была подписана иероглифами.
Слайд 6
Юрий Валентинович в г.Паленке, мексика
В конце жизни
за большие достижения в исследовании кльтуры Южной Америки Ю.Кнорозова
пригласили в Мексику, он побывал в Паленке и встретился со «своей» Золотой царицей (о которой прочел в иероглифах)!!!
Слайд 7
ПрЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД:
Изменения в культуре идут постоянно.
В некоторых
случаях, как, к примеру, с древними цивилизациями, понять суть
культур невозможно. Разница между ними слишком велика !
Слайд 8
Особенности современной модернизации
Количество инноваций и скорость их появления
возрастает.
в Средневековье, эпоху Возрождения время от одной до другой
инновации могло исчисляться десятками и даже сотнями лет
В сфере новых технологий изменения происходят в считанные месяцы.
Слайд 9
Если бы процесс культурного творчества во все эпохи
шёл плавно, без мутаций, то человечество располагало бы сегодня
разветвлённой монокультурой.
В реальности культурный процесс рождает новые культурные эпохи под воздействием контркультурных тенденций.
Слайд 10
Контркультура
является мощным катализатором культурно-исторического процесса и ядром будущих
культурных систем.
Это этап осмысления и первый способ осуществления
новых идей и ценностей.
не переделывает мир и не исчезает бесследно, а интегрируется с течением времени в официальную культуру и трансформирует её.
Слайд 12
Общество крайне неоднородно, оно распадается на множество групп,
и постепенно у каждой из них формируется своя определённая
разновидность культуры.
Такие разновидности принято называть субкультурами.
Приверженцев одной субкультуры отличают общие ценности, цели, нормы поведения, принципы, а зачастую регламентируется и внешний вид - стиль одежды, причёска, аксессуары, атрибуты.
Слайд 13
Субкультура –
особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри
господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами
Субкультурные образования
автономны, локальны и не претендуют на всеобщность
Слайд 14
Примеры
Субкультура и контркультура:
Цыгане, к примеру, не считают зазорным
воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как
преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями,
Т.е. цыганская культура , когда она не противоречит общепризнанным нормам и закону- это субкультура,
А когда она резко вступает в конфликт с общими требованиями морали – это контркультура
Слайд 16
Пример-2
Субкультура детства не может превратиться в контркультуру.
Часто
используется на эстраде- как «бренд» – субкультура сиротства. Пример-
«Ласковый май»
Слайд 17
Современный культуролог
П.С. Гуревич
выделяет субкультуры по:
Демографическому
различные этнические
сообщества,
проживающие в рамках иной культурной среды
социальному принципам
Слайд 18
по социальному признаку
по топологическим критериям (городская и сельская
субкультуры);
возрастные и гендерные субкультуры,
конфессиональные религиозные субкультуры;
социально-политические субкультуры (например,
диссидентская субкультура);
субкультуры криминальных кругов;
профессиональные субкультуры и т.д.
Слайд 19
Наиболее показателен рост субкультур в профессиональном мире
Профессиональная
культура – это социальный конструкт, который не может складываться
сам собой и должен систематически поддерживаться и развиваться проф. сообществом в самых разнообразных условиях.
Профессиональная культура – совокупность норм, правил и моделей поведения людей – относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда.
В ней, как в любой другой отрасли культуры «действуют два начала – консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности»
Слайд 20
Молодёжные субкультуры
особенности:
достаточно радикальные,
временные явления,
особый способ отношения к миру,
основанный на своей системе ценностей.
форма самореализации, самовыражения.
время
бунта, поиска самого себя, стремление выделиться, быть непохожим, прежде всего на взрослых.
Слайд 21
Предварительный вывод:
В современном мире идет процесс модернизации культуры
– это сложный феномен, преобладающими тенденциями являются:
Увеличение количества и
скорости инноваций
Усиление фрагментации культуры (т.е. появляются новые направления и самостоятельные культурные группы-субкльтуры и т.д.)
Нарастают тенденции глобализации культуры (см. материал Лк.№5)
Слайд 22
Напомним:
В структуре культуры выделяют две
основные сферы ее
существования
материальную
духовную
Слайд 23
Материальная культура
включает в себя все созданные человеком материальные
объекты: орудия и средства производства, продукты трудовой, предметно-практической деятельности,
предназначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума.
Слайд 24
Духовная культура
представляет собой систему духовных ценностей, являющихся продуктом
интеллектуального и художественного творчества. Она трактуется как совокупность знаний,
навыков, умений, а также ценностей и норм, регулирующих различные виды человеческих отношений.
Слайд 25
Изменения (модернизация) в структуре культуры
В структуре культуры выделяют
следующие формы:
элитарная,
народная,
массовая культура:
две ее разновидности :
субкультуру и контркультуру.
Слайд 26
Элитарная культура
формируется благодаря появлению письменности
предполагает стройную иерархию
ценностей,
различного рода церемоний, обрядов, ритуалов, норм светского этикета,
характерен
особый язык, часто непонятный для «непосвященных»,
Слайд 27
Народная (или «популярная») культура
демократична,
вырастает на основе этнической
культуры, фольклора, традиционных мифологических верований, языческих культов, крестьянского быта.
Передается из поколения в поколение в форме преданий, легенд, устного народного творчества
Взаимодействие элитарной и народной культур рассматривается как непременное условие продуктивного развития любой национальной культуры.
Слайд 28
Массовая культура
распространяется СМИ - социальная информация, обращенная
к многомиллионным аудиториям разнообразных потребителей
усредненный и стандартизированный культурный
продукт
Слайд 29
Массовая культура
противоречивое явление XX века, порожденное индустриализацией, урбанизацией
и быстрым прогрессом информационных технологий.
быстро распространяется и разрушает локальные
общности посредством размывания традиционной системы этнической и культурной идентификации.
Слайд 30
Особенности массовой культуры
мозаичность, фрагментарность, поверхностность, стереотипность.
индивидуализм,
нравственный
релятивизм
конформизм,
агрессивность,
ориентация на коммерческий успех.
Слайд 33
Культура и духовная жизнь общества
Дух – термин, означающий
нематериальное начало.
Интеллектуальная трактовка духовного в европейской философии отождествляла его
с разумом, мышлением, знанием, а также с источником и рационально организованной структурой мироздания
Слайд 34
Духовность связана с потребностью человека
в глубоких эмоциональных привязанностях,
в общении с другими людьми и Богом, с потребностью
в творчестве, способностью к самопожертвованию ради спасения жизни других людей и утверждения высших моральных или религиозных идеалов.
Слайд 35
духовность понимается
как особая способность человеческой души воспринимать,
усваивать и отстаивать общечеловеческие ценности.
Слайд 36
Разновидность:
1. Субкультура
Субкультура - культура специфической социальной группы
существенно
отличается от общепринятых стандартов и норм.
имеют локальный, замкнутый
характер
отличаются специфическим языком,
особыми нормами поведения.
Слайд 37
Субкультура
односторонним развитием тех или иных культурных практик, представлений
и ценностей.
формируется вследствие затрудненного доступа определенных социальных субъектов
(преступных и мафиозных групп, национальных и сексуальных меньшинств, эзотерических религиозных сект, коммун, исповедующих утопические социальные идеалы) к культурному наследию человечества,
Слайд 38
Разновидность:
2. Контркультура
такая субкультура , которая находится в открытом
конфликте с доминирующей культурой,
отличается подчеркнутым
нон-конформизмом, неприятием и
разрушением культурных стереотипов и норм, идеологическим и политическим экстремизмом
Слайд 39
Другие формы и разновидности культуры:
общечеловеческая и классовая,
религиозная
и светская,
глобальная и локальная,
восточная и западная.
Слайд 40
В научной литературе препятствия, возникшие в ходе восприятия
информации в иноязычной культуре, можно разделить на 4 группы:
1.
Лексико-семантическое препятствие;
2. Коммуникативно-прагматическое препятствие;
3. Препятствия, возникшие в связи с незнанием культуры;
4. Фреймовые препятствия.
Слайд 41
Рассмотрим перечисленные виды препятствии, возникающие в ходе
чтения художественных текстов.
Слайд 42
1. Лексико-семантические препятствия обычно связаны с концептами, сформировавшимися
в иноязычной культуре. Это ассоциации, которые постоянно проявляются в
сознании реципиента. Незнание национально-культурных особенностей, артефактов, встречающиеся в текстах служат препятствием для понимания.
Слайд 43
2. Коммуникативно-прагматические препятствия возникают из-за незнания норм приличия,
установившихся в социуме.
Слайд 44
3. Непонимания, возникшие с культурным фондом возникают в
основном из-за того, что имевшие место в определенную историческую
эпоху многие факты материальной и духовной культуры не сохранились. В частности, когда в тексте встречаются имена батыров, ханов, святых, ставшие легендами, названия сказаний об исторических событиях и др. реципиент, который раньше не слышал об этом, не сможет понять на необходимом уровне текст.
Слайд 45
4. Фреймовые препятствия возникают из-за непонимания языковых оборотов,
связанных с традициями и обычаями. Такие обороты читатель не
может сам объяснить.
Слайд 46
В связи с изложенными фактами, встречающиеся в
межкультурной коммуникации, преодоление препятствий связано с понятием компетенции. Чтобы
преодолеть лексико-семантические препятствия нужно расширить вербальные ассоциативные ряды. Чтобы преодолеть коммуникативно-прагматические препятствия, у реципиента нужно сформировать прагматическую компетенцию.
Слайд 47
Материалы для информации можно взять из различных источников:
средства массовой информации, художественной литературы, исторических произведений, художественных фильмов
и др. Преодоление фреймовых препятствий позволит, как считают некоторые ученые, соединить языковую картину мира другого народа со своей национальной картиной.