Слайд 2
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около
себя, мир с миром»
Фридрих Фребель.
Слайд 3
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в
детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его
жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
Слайд 4
ИГРА – это основной вид деятельности ребенка вплоть
до младшего школьного возраста.
ИГРА постоянно привлекательна для ребенка, позволяет
ему осуществить свои стремления, в игре ребенок открывает в себе новые возможности!
ИГРА - это отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего.
ИГРА – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека.
Слайд 5
Функции игры:
развлекательная - создающая благоприятную атмосферу;
педагогическая, дидактическая -
развивающая умения и навыки;
деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг
с другом и окружающим миром;
коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием;
прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;
моделирующая - связывающая действительность с нереальным;
воспитательная - организующая деятельность;
развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
Слайд 6
В РАБОТАХ Н. К. КРУПСКОЙ ДЕТСКИЕ ИГРЫ ДЕЛЯТСЯ
НА ДВЕ ГРУППЫ:
режиссерские
сюжетно-ролевые
театрализованные
игры со строительным материалом
подвижные игры
дидактические
игры
I. Творческие игры:
II. Игры с правилами:
Слайд 7
ГЛАВНОЙ И ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДОШКОЛЬНИКА ЯВЛЯЕТСЯ ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА.
Творческие
игры – это игры, в которых проявляются образы, которые
вмещают в себя условное превращение окружающего. К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением.
Слайд 9
Игры на основе готовых сюжетов:
Первый — ознакомительный
этап в развитии игры (младенческий период). Действия ребенка с
игрушками или другими предметами на этом этапе носят манипулятивный характер, типичными являются предметно-специфические операции обследования.
Второй этап — отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого — начало второго года жизни). Этот период наступает в результате преобразования предметно-специфических операций действия. Действия при этом осуществляются посредством особых предметно-опосредованных операций (если толкнуть шарик — он покатится, если потрясти погремушкой — она будет греметь и т. п.). Предметы, с которыми действуют дети, начинают выступать для них в роли средства достижения определенного эффекта.
Слайд 10
Сюжетно-отобразительный – это этап игры детей второго и
третьего года жизни.
Дети начинают передавать в игре не
только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии». Во второй половине второго года жизни нарастает потребность ребенка в совместной со взрослым деятельности. В действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия людей с предметами в соответствии с назначением, принятым в обществе (например, процесс кормления, лечения). Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. То есть действие становится условным, а его результат - не реальным, а воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу развития игры.
Слайд 11
Игры драматизации
Игры-драматизации, основаны на собственных действиях исполнения роли.
Могут быть использованы куклы – би-ба-бо, шапочки. Ребенок в
этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, самое сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образ.
Слайд 12
Виды драматизации:
- игры-имитации образов животных, 2- 3 года
людей,
литературных персонажей; 4-3 года
- ролевые диалоги на основе текста;
4 - 5
- инсценировки произведений; 5- 6
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; 6- 7 лет
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Слайд 13
Театрализованные игры
Под театрализованными играми ученые понимают «игры в
театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные
представления по готовым сценариям».
Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.
Слайд 14
В театрализованных играх актерами являются сами дети, которые
берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Задача
такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры.
Слайд 15
Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В
сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные
функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.
Слайд 16
Основные особенности сюжетно-ролевой игры.
Социальный мотив игр.
Эмоциональное развитие.
Развитие интеллекта
дошкольника.
Развитие воображения и творчества.
Развитие речи.
Соблюдение правил.
Слайд 17
Виды сюжетно-ролевых игр:
Игры на бытовые сюжеты: в «дом»,
«семью», «праздники», «дни рождения».
Игры на производственные и общественные
темы, в которых отражается труд людей .
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои
войны, космические полеты и т. д.)
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач.
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
Слайд 18
Режиссерские игры
К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр,
театр на фланелеграфе. Ребенок или взрослый не является действующим
лицом, он создает сцену, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией, жестами. Пантомимика ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темп, интонация выразительность, дикция.
Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий.
Слайд 19
Игра – фантазирование - построена на воображении, тесно
связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере
развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане (старший дошкольный возраст).
Игра – фантазирование берет начало с самого младшего возраста
Слайд 20
ПОМИМО ТВОРЧЕСКИХ ИГР СУЩЕСТВУЮТ И ДРУГИЕ ВИДЫ ИГР,
СРЕДИ КОТОРЫХ ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ.
Главная задача таких игр —
неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его.
дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников.
Подвижные
Настольные