Слайд 2
Храм – это образ преображенного мира, созидаемого по
законам красоты и гармонии.
Есть красота несказанная, светлая,
Та, что
святою не зря называется…
Тихо раскроется тайна заветная.
Русь белой лебедью в сердце останется.
Сном благодатным, радостью сбывшейся –
Час созерцания, Богом подаренный,
Будто бы чудом с Небес опустившийся –
Песней беззвучною –Храм белокаменный…
М. Кравцова
Слайд 4
Храм Христа Спасителя.
«Храм Христа Спасителя» – это один
из самых известных храмов России, он находится в столице
России - Москве.
Храм был построен около 150 лет назад, потом храм был разрушен, но прошли годы, народ стал возрождать свои традиции, и этот храм стал одним из первых, которые были восстановлены в недавние время.
Слайд 5
Необычайным, притягивающим, красивым и непривычным является сам облик
храма; но как прекрасен его «голос»! Иногда, еще не
видя храма, находясь от него вдали, мы слышим звон его колоколов.
Вечер
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шум от стаи журавлиной, –
И в звучных листьях замер он… /Ф. Тютчев/
Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, живописи.
Слайд 6
Колокольня
Среди неба
Среди огнеликого
Чистым звонам Твоим поклонюсь…
С
древних времен колокола на Руси неизменно сопутствовали праздникам и
торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали людей на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.
Слайд 7
Самым знаменитым колоколом в России является Царь-колокол, отлитый
мастерами Иваном и Михаилом Маториными в 1733–1735 годах. Он
весил более 200 тонн. Во время пожара 1737 года колокол рухнул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. С тех пор он замолчал навсегда. И сейчас Царь-колокол, находящийся на территории Московского Кремля, поражает посетителей своими размерами.
Слайд 8
Русские мастера начали лить колокола в XII–XIII веках.
Во время монгольского ига литье пришло в упадок, но
возобновилось в XIV веке, а к началу XVI века русские мастера достигли совершенства, вытеснив в XVII веке иноземцев.
А как производилась отливка?
В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавилась медь. Только за 5–10 минут до отливки к ней добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты. Несколько работников, раскачав рычаг, пробивали в плавильной печи отверстие, из которого вырывался металл. Стекая по желобам, он заполнял форму. Чтобы успеху не повредили козни нечистой силы, перед литьем распускали самые нелепые слухи. Считалось: чем нелепее слухи, тем звонче будет колокол.
Части колокола назывались так же, как части тела человека: у колокола были язык, ухо (или уши) и тулово. И если при отливке колокола часть меди проливалась и ее не хватало хотя бы на половину «ушей», считалось, что вся работа пропала.
Слайд 9
В России самая бедная церковь имела не менее
трех колоколов, а на колокольнях богатых церквей их бывало
до 10 и более. Собрание всех колоколов называется звоном.
В церковном уставе различают два рода звучания: благовест, то есть звон в один колокол, переходящий в перезвон, когда ударяют в несколько колоколов, но не сразу, а поочередно; и собственно звон, когда ударяют сразу в несколько колоколов.
Будничный звон, напоминающий звон небольших городских колоколен, резко контрастирует с приподнятыми праздничными звонами. В будничном звоне участвуют только средние колокола, а исполняет будничный звон один звонарь. А в праздники, например, на Пасху, всю неделю пускали на колокольню всех желающих.
Слайд 10
В 1960 году русский поэт Николай Михайлович Рубцов
написал стихотворение, посвященное великому художнику И. Левитану.
В глаза бревенчатым
лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный
У окон, около колонн, –
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Какая же картина Левитана поразила Рубцова настолько и оказалась так созвучна его внутреннему миру, что душа его отозвалась стихами? Это картина «Вечерний звон».
…Вечерний звон, звуки которого плывут над миром, созывают людей в храм Божий, благовествуя о начале вечерней службы, совершаемой в благодарность Господу за проходящий день, возглашая тем, кто не присутствует в это время в храме, о происходящем там. Слышит эти звуки человек, и отзывается его душа на них, даже если доселе была погружена в глубокий сон, не дающий за временным и суетным увидеть и услышать вечное, нетленное, истинное.
Слайд 11
…Наступило время вечерней службы в храме – в
монастыре, стоящем на берегу реки. День уже клонится к
ночи: солнце почти село, лучи его освещают картину из-за горизонта. К вечерней молитве плывут люди – видимо, из деревни, стоящей на другом берегу. И мы уже знаем, что ко времени начала службы в храме раздастся колокольный звон, созывающий людей в храм.
Картина удивительно прозрачна и тиха. Мир, видимый на ней, не шелохнется, не поколеблется. Безветренно в мире. Все будто слушает.
И в этом прозрачном пространстве спокойно и медленно плывут в небе облака, как волны мягкой зыби, идущей от горизонта, оттуда, откуда исходят солнечные лучи и где расположен монастырь. Словно сама небесная высь живет волнами звука и света, несет их в себе. А потом все это – и небо, и храм со звонницей – отражается в реке, и пространство картины становится безграничным. Если в мире картины сейчас есть звук, то разносится он далеко во все пределы – по глади спокойной реки, над затихшим предвечерним миром, в небесной выси – и достигает едва ли не самых глубин.