Слайд 2
Цель урока
Обучающая: познакомиться с православными традициями монашеской жизни,
с монашескими обетами, с монашеским облачением.
Развивающая: понять монашество как
воплощение одного из возможных призваний человека;
Воспитывающая: осознать разницу в проявлениях жизненного призвания и случайного желания
Слайд 3
МОНАСТЫРИ
Выскажите свое мнение
о том, когда в России возникли монастыри и к
чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?
Слайд 4
Типы монастырей:
АббатствоАббатство — католическийАббатство — католический монастырь, управляемый аббатомАббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисойАббатство — католический монастырь, управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископуАббатство — католический монастырь,
управляемый аббатом (мужской) или аббатисой (женский), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе.
Киновия — монастырь общежитского устава
ЛавраЛавра —
название некоторых крупнейших мужских православных монастырей.
ПодворьеПодворье — место проживания в городе монахов загородного монастыря, иногда с церковью при нём.
ПустыньПустынь — монашескоеПустынь — монашеское поселение в традиции русскогоПустынь — монашеское поселение в традиции русского православия, обычно удалённый от основного монастыря.
Скит — жилище отшельника, самостоятельное или структурно выделенное в монастыре уединенное жилище.
Слайд 5
Монастырь
Мы обязаны монахам нашей историей, следственно и просвещением.
(А.С.
Пушкин.Из неоконченной статьи о Петре I)
Слайд 6
МОНАСТЫРИ ЧУВАШИИ
Кресты в небе золотом блещут,
А главы, как
стражи, стоят;
И чья здесь душа не трепещет?
И чьи здесь
сердца не горят?
Стоишь ты, как остров средь моря,
И светишь, как в бурю маяк:
Звезда ты в небесном просторе,
Ты — радость, надежда моя!
Пред Матерью Чудной, Небесной,
В молитве Корнилий Святой
Всем просит нам жизни безгрешной,
Нам просит душевный покой.
Как мать, нас встречаешь, родная,
Как друг, провожаешь домой,
Невзгоды с тобой забываем,
Душой воскресаем с тобой!
Красуйся ж, Обитель Святая,
Под солнцем вечернего дня;
Пусть вера в нас вечно живая
Тобою спасет и меня!
СТИХИ СХИИГУМЕНА САВВЫ
Слайд 7
Свято-Троицкий православный мужской монастырь
Слайд 8
Тихвинский женский монастырь
Слайд 9
Свято-Троицкий монастырь
г. Алатырь
Слайд 10
Киево- Николаевский Новодевичий монастырь г.Алатырь
Слайд 11
МОНАШЕСТВО
ПУСТЫННИК
И ангел мне сказал: иди, оставь их
грады,
В пустыню скройся ты, чтоб там огонь лампады,
Тебе поверенный,
до срока уберечь,
Дабы, когда тщету сует они познают,
Возжаждут Истины и Света пожелают,
Им было б чем свои светильники возжечь.
А.Н. Майков, 1883
Слайд 12
Монах(монахиня)-член религиозной общины, в соответствии с обетомчлен религиозной общины,
в соответствии с обетом (клятвойчлен религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическуючлен
религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общинычлен религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничествечлен религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают вмонастыряхчлен религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают вмонастырях (обителях), пу́стыняхчлен религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают вмонастырях (обителях), пу́стынях, лаврах.
Мантия-длинная, до земли накидка без рукавов с застёжкой на вороте,окутывающее все тело как жизнь под Божьей защитой
Четки— шнурЧетки— шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцоЧетки— шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелкиЧетки— шнур или лента, чаще всего замкнутые в кольцо, на которых навязаны узелки, нанизаны бусины (зёрна), пластинки или иные однородные элементы,помогающие монаху сосредоточиться в молитве
Клобук-принадлежность облачения монаха , надеваемая на голову,напоминание о том, что монах должен защищать ум от плохих мыслей
Пояс- сделан из кожи мертвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться нужно прежде всего о жизни души
Слайд 13
История Раифского монастыря
Основан в XVII в. отшельникомОснован в XVII в. отшельником Филаретом в
27 км к северо-западу от Казани. В 1613Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км
к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озераОснован в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озера, построив уединённую келью. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после виденияОснован в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озера, построив уединённую келью. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери. В 1918Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озера, построив уединённую келью. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери. В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озера, построив уединённую келью. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери. В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахиОснован в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озера, построив уединённую келью. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери. В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000Основан в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озера, построив уединённую келью. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери. В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучениковОснован в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озера, построив уединённую келью. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери. В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских). Монастырь был возвращён РПЦОснован в XVII в. отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от Казани. В 1613 г. этот монах поселился на берегу Раифского озера, построив уединённую келью. По указанию Филарета была построена часовня, по легенде, её возвели после видения одному из монахов. В том же 1661 г. в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божьей Матери. В 1918 г. обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 г. арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Сергий, Иосиф, Антоний, Варлаам, Иов и послушник Пётр. В том же году все они были расстреляны (в 2000 г. Русская православная церковь прославила их в лике святых как новомучеников Раифских). Монастырь был возвращён РПЦ в 1991 году.
Архимандрит Всеволод, рассказывает, как он, молодой монах с двумя послушниками пришел в заброшенную и разрушенную обитель, возрождение которой могло бы быть только чудом. Такое чудо совершилось. И первыми, кто помог монахам, стали местные мусульмане. А главным благодетелем обители отец Всеволод называет Президента Шаймиева, который начал с того, что пожертвовал средства на пять крестов для главного в монастыре храма - Троицкого.
Слайд 15
Колокольня над святыми вратами
После полного закрытия монастыря
в 1930 году и происшедших здесь трагических событий, духовная
жизнь в Святой обители на долгие десятилетия оборвалась. Тогда же большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара земля долго гудела. Колокол был очень велик, весил около 500 пудов.
Слайд 16
Вокальный квартет "ПРИТЧА"
Неотъемлемой частью духовной жизни Раифского монастыря с первых дней его
восстановления является квартет "Притча". Особенность пения "Притчи" тесно связана с духовной мыслью. Насыщенность голосового аккордового звучания, красивая интонация, переплетение голосов напоминают звучание струнного квартета.
Слайд 17
Притча «Два весла»
Однажды один монах
перевозил на лодке человека через реку. На веслах монаха
было написано: "Молись" на одном и "Трудись" на другом.
-Да, трудиться нужно, - рассуждал человек, глядя на весла, - а вот молиться, так ли это необходимо?
Ничего не ответил ему монах, но положил на дно лодки весло с надписью "Молись" и продолжал грести только одним веслом, и лодка закружилась на месте.