Слайд 2
Цель:
Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление
и развитие музыкальных и творческих способностей.
1. Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка, звуковую культуру речи воспитанников.
2. Формировать начало музыкальной культуры.
3. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
4. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям)
реализации
Музыкально – оздоровительной работы в ДОУ
1 этап.
Анализ проведения музыкальной деятельности с позиций
здоровьесбережения.
2этап. Постановка практических задач по результатам анализа.
3этап. Изучение методической литературы.
4этап. Анализ методической литературы. Подбор материала для
работы.
5этап. Внедрение в практику.
6 этап. Мониторинг результатов. Анализ музыкальной деятельности.
Диагностика.
Слайд 5
Анализ проведения занятий с позиций здоровьесбережения
Параметры
Результаты анализа
Гигиенические условия
в музыкальном зале: температура, свежесть воздуха, рациональность освещения.
Продолжительность музыкальной
деятельности.
Количество видов деятельности.
Длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).
Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.
Психологический климат.
Соответствует нормам СанПиН
Соответствует возрасту.
3-5 видов деятельности (слушание, пение, муз. ритм. движения, игра на ДМИ , детское творчество -песенно-танцевальное).
Общая длительность использования ТСО на занятии не превышает 25%.
В процессе слушания и пения проводятся различные разминки, физкультминутки.(0,5-2 мин; 2-3 раза за все занятие)
В основном, музыкальная деятельность проходит в спокойной обстановке.
Слайд 6
2.ПОСТАНОВКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА
1. Систематизировать проведение
физкультминуток (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание
музыки), в начало и конец внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить), 2. Систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр- драматизаций. В работе с детьми, так или иначе, всегда использовались следующие виды оздоровления: логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики); психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игры и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию; Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Ритмопластика.
Слайд 7
Валеологические песенки - распевки.
С них начинаются все
музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из
звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Слайд 8
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких
голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний
верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) игры со звуком.
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Слайд 9
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и
ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают
речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Слайд 10
Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей,
снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает
спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Музыкальная деятельность с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.
Слайд 12
Разработан подробный календарный план.
Сделана картотека пальчиковых игр, психогимнастических упражнений, логоритмических упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики, валеологических песенок – распевок, самомассажа. Систематизирована работа по применению здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности. Два раза в год проводится обследование музыкального развития детей. Наблюдается положительная динамика.
1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
3. Повышение уровня речевого развития.
4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Слайд 13
Музыкально – оздоровительная работа с родителями
Консультация для родителей
«Стрельниковская дыхательная гимнастика»
Консультация для родителей «Музыкотерапия в детском саду
и дома»
Открытый показ для родителей музыкального занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
Семинар – практикум « Весёлые упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»
Папка – передвижка для родительского уголка «Пальчиковые игры в картинках»
Семинар – практикум для родителей «Танцы для здоровья»
Практикум родители и дети «Игровой самомассаж с пением»
Литература: «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» О.Н.Арсеневская