Слайд 2
Исследователи выделяют несколько исторически сложившихся научных парадигм:
Классическая парадигма.
Представители:
Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Хомбергер Эриксон,
Харольд Хартман, Карен Хорни , Эрих Фромм, Эрих Нойманн, Отто Ранк.
2. Русская психологическая парадигма. Представители: Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский, М.М. Бахтин, В.С.Библер, Д.Л. Андреев, Л.С. Выготский.
3. Парадигма структурного лингвистического психоанализа. Представитель: Жак Лакан (французский психиатр постструктуралист)
4. Школа «психологической антропологии». Представители: В.М. Лейбин, В.И. Овчаренко, С.В. Лурье
Слайд 3
Психоаналитический метод в исследованиях культуры понимается как методологическая
совокупность приемов, раскрывающих психологическую обусловленность культурогенеза, социокультурных явлений и
процессов, религии, творчества.
Слайд 4
Стратегической целью психоанализа является исследование культуры, ее артефактов,
явлений с точки зрения содержания в них «следов бессознательного»,
поиски типически превращенных символов и архетипов, открытие потаенных смыслов культуры, обусловленных психическими процессами, сознательными и бессознательными, ее творцов.
Слайд 5
Психоаналитический метод изучения культуры ведет к тому, чтобы,
преодолев цензуру сознания (ложные представления, установки и предубеждения), выйти
к глубинным истокам культурных событий, творчества, поведения людей.
При этом используется то, что характерно и для медицинской практики психоанализа. Внимание исследователя сосредоточивается на материале неконтролируемых или слабо контролируемых сознанием мыслей, чувств, действий. Получить какое–то представление о них можно, исследуя человеческие сновидения, описки, оговорки, «случайные» события, встречи, спонтанные (необъяснимые рационально) поступки, массовые явления, подобные коллективной панике, моде и т. д.
Слайд 6
Психоанализ осуществляется в двух аглгоритмах
«Фрейдистский»
Теория личного бессознательного, пережитого
человеком на раннем этапе его жизни (преимущественно детство) и
связанный с ним психологический комплекс, обозначенный 3. Фрейдом как «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры».
«Юнгианский»
теория коллективного бессознательного, которое, по мнению К. Юнга, выталкивает на поверхность сознания человека пережитое человечеством на раннем периоде его развития в форме типически превращенных формул — архетипов и символов.
Слайд 7
Зигмунд Фрейд (1856—1939)
В теории психоанализа 3. Фрейда Эдипов
комплекс и комплекс Электры трактуются как универсальные культурно-психологические константы
духовной жизни человека и человечества в целом и объясняются нереализованным влечением ребенка-мальчика к матери и, наоборот, влечением ребенка-девочки к отцу и обусловленной им ненавистью к отцу (матери), в которых он видит соперника (соперницу). По мнению
З.Фрейда, Эдипов комплекс он является основой психического структурирования личности и формирования человеческих желаний , а также универсальной культурно-психологической константой духовной жизни человечества.
Слайд 8
Карл Густав Юнг (1875— 1961)
К. Юнг дополнил психоаналитическую
теорию личного бессознательного теорией коллективного бессознательного, которую он реализовал
в ряде работ, и в частности в «Психологии бессознательного».
Слайд 9
Основные темы, наиболее разработанные в аналитической теории К.Юнга,
- это проблема соотношения мышления и культуры, пути развития
культур на Западе и Востоке, роль биологически унаследованного и культурно-исторического в жизни народов и, конечно, анализ мистических явлений в культуре, выяснение значения мифов, сказок, преданий, сновидений. Образ культуры у К.Юнга в целом более иррационален и мистичен, чем, например, у Э.Тайлора или у Б.Малиновского. К.Юнг критично настроен по отношению к детерминизму XIX в.; предметом его исследований нередко становятся случайные события, не получившие никакого объяснения в науке. В поле его зрения находится не только логика, но и интуиция. Изучение интеллекта как культурного феномена дополняется стремлением понять глубинные чувства человека и человечества. По образному выражению одного современника, К.Юнг - "пророк, сумевший сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давший человеку мужество вновь обрести свою душу". Самому Юнгу принадлежит интересное высказывание о том, что человек без мифологии становится продуктом статистики.
Слайд 10
Геза Рохейм (1891 -1953)
Культура, по его мнению, это
совокупность того, что в обществе превышает животный уровень. При
этом вся культура основана на Эросе, понимаемом, как инстинкт размножения и полового влечения. У человека он принимает особые формы. В длительном периоде детства Г. Рохейм видел ключ к пониманию культуры. Человеку после рождения предстоит длительный период обучения. Создание человеком учреждений культуры обусловлено именно этим обстоятельством.
Сублимация, трансформация импульсов, инстинктов - это главная сила, порождающая все виды культурной деятельности: науку, литературу, искусство и даже технические изобретения. Сублимации подвергаются те же бессознательные влечения, которые вызывают неврозы. Но если неврозы изолируют личность, то сублимация соединяет людей, творит нечто новое для развития культуры. Культура в целом, отмечает Г. Рохейм, "есть система психической защиты" от напряженности и деструктивных сил.
Слайд 11
Жак Лакан предложил новое направление психоанализа — структурный
или лингвистический психоанализ.
Исходным в теоретических построениях исследователя является
тезис о том, что «бессознательное структурировано как язык», поэтому Лакан стремится к рациональному истолкованию бессознательного. Он определял стратегию структурного психоанализа как процесс восстановления понятия либидо в качестве «воплощения творческого начала человеческой жизни, источника плодотворных конфликтов, двигателя человеческого прогресса». А этот процесс обусловлен в первую очередь символической природой языка и речи, которые являются первичными по отношению к человеческой субъективности. Структуры бессознательного должно исследовать методами лингвистического анализа.
Жак Лакан (1901—1981)
Слайд 12
Современный психологический подход к текстам культуры строится на
иных основаниях.
«Специфика психологического подхода к рассмотрению культуры, —
пишет О.И. Горяйнова, — заключается в том, что все культурные формы рассматриваются преломленными сквозь призму сознания ее носителей, культура исследуется в формах реальных представлений, чувств, форм деятельности людей... Психологические исследования культуры направлены на анализ культуры как системы, в которой в качестве необходимого и существенного ее элемента включена личность человека».
Слайд 13
Основные задачи психоанализа культурной среды:
- изучение культуры детства,
его мифологии, символики и ритуалистики и внедрение полученных знаний
в систему раннего воспитания;
- изучение культуры современной семьи и брака как ритуалов цивилизации;
- изучение культуры институтов, подключающих личность к коллективным ценностям: образования, церкви, армии, спорта, производства, средств массовой информации, книгопечатания, кинематографа, театра;
- изучение произведений искусства, литературы, архитектуры;
- изучение товарно-денежных отношений, сферы потребления, рекламы;
- изучение политической ситуации (психоаналитическая политология);
- изучение природы этнических конфликтов;
- изучение истории страны (природа коллективного бессознательного и анализ глубинных массовых мотиваций).