Слайд 2
Сохранение здоровья детей
в процессе воспитания и обучения.
Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:
Сохранению и укреплению здоровья детей;
Развитию сенсорных и моторных функций;
Формированию потребности в двигательной активности;
Профилактике нарушений опорно –двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
Приобретению навыка правильного дыхания;
Развитию интеллектуальных функций ( мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
Развитию эмоционально –волевой сферы и игровой деятельности;
Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Слайд 3
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ –музыкальные занятия
По подгруппам
Индивидуальные
Виды музыкальных занятий
Содержание музыкальных занятий
Типовое
Доминантное
Тематическое, сюжетное
Интегрированное
Комплексное
Музыкально-валеологическое
Фронтальные
Слайд 4
Схема проведения музыкальных и музыкально-валеологических занятий включающих в
себя здоровьесберегающие технологии
Вводная ходьба (1мин.)
Валеологическая песня-распевка с самомассажем(2мин.)
Музыкально-ритмические движения,
профилактика нарушения осанки(5мин.)
Активное слушание музыки(3мин.)
Дыхательная гимнастика(2мин.)
Речевые и музыкальные игры, хороводы(4мин.)
Пляски, танцевальное творчество(5мин.)
Пение,песенное творчество(в качестве физ.минутки, пальчиковая игра(7мин.)
Артикуляционная гимнастика(1мин.)
Слайд 5
Виды музыкальной деятельности и здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная
гимнастика
Оздоровительные фонопедические
упражнения
Музыкотерапия (активная танцетерапия)
Валеологические песни
Музыкотерапия (пассивная)
Пальчиковые игры
Речевые игры
Игровой массаж
Слайд 6
Валеологические песенки-распевки.
Валеологические песенки-распевки. С них начинаются все музыкальные
занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуйте, дети!»)и мелодия состоящая из
звуков мажорной гаммы в пределах квинты , поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Слайд 7
Дыхательная гимнастика.
Музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики А.Стрельниковой.
Выполнение дыхательногй гимнастики по А.Стрельниковой помогает сохранить, укрепить здоровье
ребёнка. Она даёт возможность не терять бодрости и жизнерадостности, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, гимнастика оказывает на организм ребёнка комплексное воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника;
Слайд 8
Артикуляционная гимнастика.
При разучивании песен приходится наблюдать, что некоторые
дети неправильно произносят некоторые звуки. Это говорит о недостаточном
развитии мышц речевого аппарата.
Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.
Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:
Формирование артикуляции различных звуков;
Закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, словах, фразах;
Совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка отграничение движений языка и нижней челюсти);
Увеличение объёма слуховой памяти и внимания;
Выделение сильной доли в цепочке слогов;
Развитие музыкальной памяти, запоминания текста песен;
Совершенствование дикции;
Развитие чувства ритма;
Совершенствование пространственной ориентировки в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперёд-назад.
Слайд 9
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Оздоровительные и фонопедические упражнения
проводятся для укрепления связок хрупких голосовых связок детей, подготовки
их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. На музыкальных занятиях используются:
оздоровительные упражнения для горла (по М.Картушиной),
фонопедические упражнения по (В.Емелянову),
интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков активизируют фонационный выдох),
игры со звуком,
голосовые сигналы доречевой коммуникации.
Слайд 10
Игровой массаж, коммуникативные игры.
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать
в ладоши, ходить босиком и. т.д. это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам.
Приёмы массажа очень полезны для детей. Делая самоммассаж определённой части тела, ребёнок воздействует на весь организм в целом. Ребёнок может легко этому научиться в игре. В детском саду используются различные виды игрового массажа: пальцев рук, головы, лица, ушей, шеи, биологически активных точек, всего тела. Упражнения А.Уманской, М.Картушиной повышают защитные свойства дыхательных путей и всего организма, нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Слайд 11
Пальчиковые игры.
«Кончики пальцев»- есть второй головной мозг.
В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении
всей его жизни.
В трудах исследователей М.Кольцова, Е.Исенина было доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук сильно влияет на становление детской речи. Проговаривание детьми несложного стихотворного текста одновременно с движениями пальцев очень полезно:
речь ритмизируется движениями,
она становится более чёткой, громкой,эмоциональной,
рифма положительна для слухового восприятия.
На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е.Железновой , В.Коноваленко,
О.Узоровой, проводятся чаще всего под музыку- как попевки , песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового театра.
Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок:
стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей,
совершенствует память и внимание,
формирует ассоциативно-образное мышление,
облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
Слайд 12
Речевые игры и ритмодекламации.
Позволяют детям овладеть выразительными средствами
музыки. Речевое музицирование необходимо, т.к. музыкальный слух развивается в
тесной связи с речевым слухом. Общими для речи и музыки являются: темп, регистр, динамика, артикуляция, форма и ритм. Данные игры развивают у детей как музыкальные, так и творческие способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, ладовое чувство и чувство ритма).
Использование речевых игр на музыкальных занятиях влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности.
Слайд 13
Музыкотерапия .
Одно из новых направлений в педагогическом процессе.
Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического
статуса детей в процессе их двигательно - игровой деятельности. Различают активную танцетерапию и пассивную (слушание разнохарактерной музыки).
Суть танцетерапии заключается в том, чтобы посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние она помогает:
разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса, выразить чувства для которых нет слов,
освободить своё тело от мышечного напряжения, приобрести лёгкость в движении,
получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.
человек, который начинает двигаться, танцевать становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым.
На музыкальных занятиях танцетерапия используется в таких видах музыкальной деятельности как: танцевальное творчество и музыкально-ритмические движения.
Во время пассивной музыкотерапии часто используется такое пособие: «Такие разные гномики»
Слайд 14
Гармонизация всех педагогов ДОУ.
Музыкальные занятия с использованием разнообразных
способов и приёмов оздоровления дошкольников эффективны при учёте индивидуальных
и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Сохранение здоровья детей, создание соответствующих условий - важнейшая задача всего педагогического коллектива.