Брак в Древнем Риме
–
это священное таинство и опора государства.
В богатых семьях большинство браков Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium — брак, от лат. mater — мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов.
Слайд 3
Среди бедного населения также преобладал расчёт, однако не
исключались браки по любви.
Авторы времён Римской империи считали республику
периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён.
Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.
Слайд 4
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало:
matrimonium
iustum - законный римский брак между лицами, имеющими ius
conubii,
matrimonium iuris gentium - между лицами, такого права не имеющими.
От брака следует отличать конкубинат- дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака.
Слайд 5
Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от
конкубины не подпадали под его patria potestas.
Вопреки тому,
что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
В доюстиниановом праве различали два вида брака, совершавшегося в разных формах, порождавшего разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращавшегося в разном порядке.
Слайд 6
Первым видом был брак cum manu mariti, т.
е. брак с мужней властью, в силу которой жена
поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом.
Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены:
если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris.
если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
ВИДЫ БРАКА
Слайд 7
Второй вид брака - sine manu mariti, при
котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным
лицом.
Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.
Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть - по давности.
Слайд 8
Законом XII таблиц было определено, что женщина, не
желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с
нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею
Слайд 9
Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов,
это был акт формальный.
Заключение брака sine manu было
актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия.
Процедура прекращения браков sine manu и cum manu было была различна.
Первый мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон.
Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа.
Слайд 10
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие
на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений
и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право.
Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей.
Слайд 11
Эти и некоторые другие меры не поколебали основной
концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно
прекращаемого союза мужа и жены.
Вытеснение древнего брака cum manu этой концепцией составляет одну из интереснейших черт римского брачного права.
Слайд 12
Брак в Риме заключался неформально:
достаточно было выражения
согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного
брака налицо) и отведения невесты в дом жениха.
Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus)
Формы заключения брака
Слайд 13
Заключение брака распадается на два раздельных в своем
правовом значении события:
обручение
брачная церемония.
Обручение обыкновенно предшествует
браку. В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их paterfamilias без участия брачующихся.
Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих.
Слайд 14
В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне
право потребовать возмещения причиненного ущерба.
По преторскому праву нарушение
обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов.
В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.
Слайд 15
Основным моментом заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом
последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в
дом мужа;
все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.
Слайд 16
С развитием права шел процесс отмирания или ослабления
роли старых форм заключения брака.
Параллельно ему происходило утверждение
неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.
Слайд 17
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также
только по правовым основаниям. Таковыми являлись:
1. Смерть супруга.
2. Заявление
об отказе от брачного союза - развод.
3. Утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более - утратой свободы, или изменением гражданства.
Прекращение брака и условия его законности
Слайд 18
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался
как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по
одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium).
Слайд 19
Свобода развода была одним из начал римского брачного
права. И, не смотря на множество разводов в конце
периода республики и в период империи, не смотря на то, что разводы противоречили учению христианской церкви о браке, свобода развода никогда не была ни отменена, ни даже ограничена, если не считать ряда имущественных последствий для супруга, по инициативе или по вине которого брак был прекращен разводом.
Слайд 20
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии,
а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя
бы один стоит к общему предку в первой степени родства.
Аналогичные правила применялись и к свойственникам.
Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.
Слайд 21
При всех правовых качествах брака партнеры должны были
находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины иметь
не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет).
До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 - для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.
Слайд 22
Не мог признаваться в качестве брака союз между
лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой,
между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть.
Между рабами брака не могло быть: только сожительство (конкубинат).
Слайд 23
При намерении вступить в брак следовало учитывать религиозные
различия возможных партнеров:
правовой брак может, заключен быть только
между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.
Кровнородственные связи также были препятствием для заключения брака - правда, в дохристианскую эпоху круг запрещенных для брака степеней был существенно уже, нежели в христианскую.
Слайд 24
В Риме существовала презумпция в пользу брака. Всякое
постоянное половое сожительство полноправных мужчины и женщины рассматривалось, как
брак.
«В сожительстве со свободной женщиной нужно видеть брак, а не конкубинат», - пишет знаменитый римский юрист Модестин.
Участие государства в заключении брака в римском праве
Слайд 25
Поэтому-то не стороны должны доказывать, что они находятся
в браке, а третье, заинтересованное лицо должно доказать, что
существует какое-либо препятствие, которое не дозволяет видеть в данном сожительстве брак.
Оnus probandi (груз доказательства) лежал не на супругах, а на третьих лицах.
Слайд 26
Только тогда, когда было основание думать, что в
семейных или имущественных интересах сторон представить временное сожительство браком,
поднимался вопрос о формальных признаках брака.
Но и в этом случае римское право довольствовалось минимумом.
Слайд 27
Для этого достаточно было, например, фактическое сожительство в
течение года, показания свидетелей о согласии сторон именно на
брак или о названии ими друг друга господином и госпожой, о совершении какого-либо брачного обряда, представления документов о приданом и т. д.