Слайд 2
Игровые технологии
Игра – это вид деятельности в условиях
ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в
котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Слайд 3
Цели игры:
- Игра снимает противоречия между абстрактным характером
учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности;
- Игра позволяет
соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;
- Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
Слайд 4
Цели игры:
- Игра насыщена обратной связью, причем более
содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
- Игра
формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
- В игре проявляется вся личность.
- Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Слайд 5
Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает
интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация
создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
Слайд 6
Ключевые слова:
дополнительное образование детей, технология обучения, игровые
технологии, дидактическая игра, игровая ситуация, игра, личность, познавательная активность
учащихся.
Слайд 7
Главная отличительная черта учреждений ДОД состоит в том,
что перед педагогами открыт большой выбор обучения и практических задач,
а учащимся предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения программы ДОД в определенной сфере.
Слайд 8
«Учреждения ДОД создают равные «стартовые» возможности каждому
ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их
родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым учащимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития»
Слайд 9
Перед педагогами ДОД стоит важная задача — совершенствовать
процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях кружка каждый
воспитанник работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса. Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья.
Слайд 10
Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает
знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня
как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях ДОД.
Слайд 12
Предметные;
Сюжетные;
Ролевые;
Деловые;
Имитационные;
Игры-драматизации.
Слайд 13
Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.
Слайд 14
Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и
учащиеся должны вести себя соответственно данному сюжету.
Слайд 15
Ролевые игры.
В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий,
выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр
с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.
Слайд 16
Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового,
закрепления материала , развития творческих способностей, формирования общеучебных умений,
дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Слайд 17
Имитационные игры.
Имитируется деятельность какой либо организации, предприятия или
его подразделения и т.п. Имитироваться могут события,, конкретная деятельность
людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Слайд 18
Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр,
но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию
в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Слайд 19
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Слайд 20
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки
сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание
сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Слайд 21
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто
не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только
ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Слайд 22
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов,
обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В
заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Слайд 23
Технологическая схема деловой игры
Слайд 27
ВТОРОЙ ПРИМЕР ПОСТАНОВКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Слайд 30
Вывод:
Таким образом можно сделать вывод, что использование игровых
технологий в педагогическом процессе дополнительного образовательного учреждения положительно влияет
на качество образовательного процесса. А также влияет на повышение эффективности воспитания и обучения детей. Используя игровые технологии в образовательном процессе, педагогу необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную ситуацию поощрения творческого начала ребенка.