Слайд 2
Раннехристианское искусство
Христианство возникло в I в. н.э. в
восточной провинции Римской империи – Палестине. Создателем самой распространенной
мировой религии считается Иисус Христос.
Существует две точки зрения в отношении к личности Иисуса: мифологическая и историческая.
Слайд 3
В Библии, Новом Завете содержится повествование о жизни
Иисуса – Евангелия от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.
Слайд 4
Десять заповедей
Господь един, возлюби Бога превыше всего
Возлюби
ближнего своего как самого себя
Не сотвори себе кумира
Не произноси
имени Бога напрасно
Почитай родителей
Не убивай
Не прелюбодействуй
Не воруй
Не ври, не клевещи
Не завидуй
Слайд 5
Катакомбы
Сначала христианство объявили вреднейшей ересью, его сторонников пытали
и казнили. Первые христиане, вынужденные таиться, собирались в катакомбах
(подземные лабиринты, созданные для погребения усопших).
Слайд 6
Катакомбы представляли собой целые подземные города, их построили
христиане Рима, Неаполя, Сиракуз, Керчи, Милоса, Александрии.
Слайд 9
В катакомбах появляются первые образцы христианского искусства.
Это
символические изображения Иисуса Христа и основных христианских понятий.
Слайд 10
Виноградная лоза, пастух, рыба, крест – символы Иисуса
Христа
Слайд 12
Добрый пастырь с овцой на плечах – основное
изображение Иисуса
Слайд 13
История
Византия – преемница Римской империи, она просуществовала длительный
период – более одной тысячи лет (326 г. –
основание Константинополя, 1453 г. – взятие столицы византийской империи турками).
Слайд 14
Территория
Первоначально территория Византии включала Балканский полуостров, острова Эгейского
моря, Сирию, Палестину, часть Месопотамии и Армении, Египет, Кипр,
Крит, районы Аравии, земли в Крыму и на Кавказе.
Слайд 15
Культуру Византии сформировала христианская религия, узаконенная Константином в
313 году. На основе единой веры было достигнуто единство
многонационального и поликультурного государства.
Слайд 16
Основные принципы византийского искусства
Равенство всех перед Богом
Отсутствие искусства
скульптуры (напоминает языческих идолов)
Сознательное невнимание к внешней красоте
Слайд 17
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне Около 440.
Слайд 23
Церковь Сан-Витале в Равенне 526—47.
Слайд 26
Основные виды искусства
Архитектура (строительство храмов)
Монументальная живопись (фрески, мозаика
использовались для украшения храмов)
Иконопись
Книжная миниатюра
Декоративно-прикладное искусство
Музыка
Литература
Искусство
должно было уводить человека из реального мира в мир сверхчувственный. Оно играло огромную роль в церковном ритуале.
Слайд 27
Архитектура
Храм представлял уменьшенное повторение Вселенной. Он располагался с
ориентацией на Восток, где находился Иерусалим с горой голгофой
(апсида – полукруглое завершение центрального нефа, место алтаря символически изображала гору Голгофу).
Слайд 28
Устройство храма
Верхние части храма изображали видимое небо, нижние
– то, что находится на земле.
В соответствии с
этим распределялись и изображения внутри храма.
Красота храма означала красоту святых, а так же красоту рая, и еще красота означала, что пришедший к нам Христос есть прекрасный жених, а Церковь невеста его.
Слайд 29
Распределение изображений в храме
Купол – изображение Христа Пантократора
(властителя мира)
Барабан купола – фигуры пророков, апостолов
Паруса – изображения
евангелистов
Апсида – изображение Богоматери Оранты
Нижняя часть стен – фигуры святых, апостолов, пророков
Западная стена – страшный суд
Слайд 31
Трансепт храма
Поперечный неф – изображение 12 праздников (Благовещение,
Рождество, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим,
Распятие, Сошествие во ад, Вознесение, Сошествие святого духа на апостолов, Успение)
Слайд 34
Крестово-купольная система
Церковь служила образом распятия Иисуса Христа,
поэтому в ее плане непременно должен быть запечатлен крест.
Основа крестово-купольной системы – квадрат, образованный четырьмя столбами. Три продольных нефа и поперечный трансепт образовывали в плане крест. В центре креста находился купол, поэтому вся система получила название крестово-купольной.
Слайд 35
Храм св. Софии в Константинополе
Храм возведен
при императоре Юстиниане.
Архитекторы – Анфимий из Трал, Исидор
из Милета. Они решили сложнейшую задачу – перекрыть огромное пространство куполом .
Слайд 37
Устройство храма
Здесь была осуществлена давняя задача – приблизить
храм к образу вселенной.
После турецкого завоевания храм стал
мечетью, а с 1935 года превращен в музей. Внутри храм украшен цветным мрамором и мозаиками, которые были заштукатурены турками (частично расчищены).
Слайд 43
Ангел.
Мозаика конхи храма Св. Софии в Константинополе
IX в.
Слайд 47
Иконопись
В переводе с греческого икона – образ; это
изображение святого, выполненное на доске.
Предшественником, прообразом иконы стал
фаюмский портрет. Это надгробный портрет, изображавший умершего. Лица людей лишены выражения, взгляд огромных глаз направлен мимо зрителя, в вечность. Множество этих портретов было найдено в египетском оазисе Эль-Фаюм.
Слайд 48
Фаюмские портреты были написаны в технике энкаустики (краски,
замешанные на воске), или темперой (краски на яичных желтках).
В Византии иконы выполнялись в тех же техниках, затем их стали писать маслом.
Слайд 49
Техника создания иконы
Икона – это символ, а
не изображение божества.
Иконы писали на доске (липовой, сосновой,
кипарисовой), она состояла из 4-5 слоев (основа, грунт, красочный слой, защитный слой, оклад).
Основа – деревянная доска, с наклеенной тканью паволокой, грунт сделан из мела или гипса, защита – олифа, яичный белок или масляный лак.
Слайд 50
Спаситель
Энкаустическая икона . VI в.
Дерево, энкаустика.
Монастырь Св. Екатерины на Синае
Все ранние иконы, как и
фаюмские портреты, созданы в технике восковой живописи — энкаустики. Восковые краски придавали изображению удивительную объемность и «живоподобность».
Слайд 51
Апостол Петр Энкаустическая икона . VI в.
Дерево,
энкаустика.
Монастырь Св. Екатерины на Синае
Слайд 52
Основные особенности иконописи
Уплощение фигур.
Отказ от пейзажного и
архитектурного фона, вместо него используется золотой фон – символ
Божественного света.
Использование обратной перспективы.
Все цвета имели символическое значение: красный – пламенность, знак императорского сана, цвет багряницы Христа, кровь мучеников; белый – светлость, чистота, сияние божественной славы Христа;
Слайд 53
Григорий Чудотворец
Икона . Втор. половина XII в.
Дерево, темпера.
ГЭ
На золотом фоне художник поместил полуфигуру святого
в желтых одеждах, которые не столько выделяют его из фона, сколько связывают с ним. Он сам носитель Божьей благодати, и всё вокруг него наполнено золотом божественного света.
Слайд 54
Иконографический канон
Сложился иконографический канон – правила изображений святых,
схемы композиций.
Фигуры святых были легкоузнаваемы даже на большом
расстоянии.
Слайд 55
Житийные иконы
Святой представал вне времени, как бы в
ином мире.
Условно время и пространство передавались в житийных
иконах – вокруг фигуры святого образовывалась рамка с событиями из его жизни.
Слайд 56
Богоматерь Владимирская
Икона . Перв. треть XII в.
Дерево, темпера.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 57
История иконы
Первое упоминание об иконе встречается в летописях
в 1155 г. где говорится, что икона была принесена
в Киев из Константинополя. Князь Андрей Боголюбский взял икону в свое новое Владимиро-Суздальское княжество.
В 1395 г. во время нашествия на Русь монголо-татар икону принесли в Москву для молитв о покровительстве и спасении города. Окончательное перенесение иконы в Москву произошло в 1480 г. В XVI в. Владимирская Богоматерь становится главной святыней Русского государства.
Слайд 58
Искусство книги
В Византии был создан пергаменный кодекс, заменивший
неудобный папирусный свиток.
Пергамент – обработанная особым образом кожа
телят или ягнят. Пергамент великолепно впитывал краску. Для оформления книг художники часто использовали красную краску – миниум, от которой произошло название книжной иллюстрации – миниатюра.
Слайд 59
Разворот евангелия . Втор. четверть XII в.
Пергамент.
26 x 18 см Монастырь Дионисиу на Афоне, Греция
Слайд 60
Евангелист Лука Евангелист Марк
Слайд 61
Давид, играющий на лире
Миниатюра «Парижской Псалтири» . Около
950
Пергамент.
Национальная библиотека, Париж