Слайд 2
Введение
Здравствуйте! Сегодня мы поведаем вам о своей работе,
с названием «Здания Тольятти построенные по греческим стилям».
Постройки Тольятти — памятники истории
и культуры, расположенные на территории городского округа Тольятти.
Современная история Тольятти насчитывает всего полвека, поэтому при рассказе об архитектуре и памятниках города следует иметь в виду специфику его застройки: на новом месте город был полностью отстроен заново лишь с незначительными элементами от старого Ставрополя.
Мы решили написать эту работу, так как в нашем городе в начале и в середине ХХ века к архитектуре относились как к искусству.
Цели нашей научной работы:
1) Найти в нашем городе здания построенные в ХХ веке с орнаментами Древней Греции.
2) Узнать историю этих зданий.
3) Рассказать вам о том, что мы выяснили.
Мы постарались выполнить поставленные перед нами задачи, и вот результат.
Слайд 3
Глава 1. Система греческих ордеров и их происхождение
Благодаря
ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста
вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а так же стоящие на нём опоры (колонны). На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждый элемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна.
Ордер (от лат – «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый – вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат – ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой»- капителью, в которой выделялась «подушка» - эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита – абак.
Слайд 4
1.1. Дорический стиль простой и лаконичный.
Дорический стиль наиболее
простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого
ордера — строгость и простота
Колонна в дорическом ордере не имеет опорной части – базы. Ствол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрами и увенчан капителью. Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких колец (анули). Капитель — конструктивный элемент — служит для уменьшения расстояния между колоннами, а также играет декоративную роль — переход от круглой колонны к прямым линиям балочного перекрытия пролета - антаблемента.
Слайд 5
1.2. Ионический стиль изящество и декоративность.
Ионический стиль сложнее
и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля —
легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность.
Стройные колонны в основном имеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но в отличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаются промежутки — дорожки. Ордер имеет украшенную декоративными деталями капитель со спиралеобразными волютами. Верхняя часть капители представлена квадратной плитой — абакой.
Антаблемент ионического ордера, как и дорического, состоит из трех элементов: трехголосного архитрава (его полосы слегка выступают одна над другой), гладкого фриза, опоясывающего все здание, и карниза, который делится на верхнюю, венчающую часть, и нижнюю — поддерживающую. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивает форму и пропорции дорического ордера с обликом мужчины, а пропорции и форму ионического ордера с обликом женщины. Развивая сравнения, он находит в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах — сходство со складками одежды.
В ионическом ордере мы найдём более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент.
Слайд 6
Дорический и Ионический стиль
Слайд 7
1.3. Коринфский стиль лёгкость и изящество.
Коринфский ордер состоит
из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера
легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.
Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта, листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.
Слайд 9
Глава 2. Примеры греческих зданий
Слайд 10
2.1. Парфенон.
Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического
ордера. Он стоит на стилобате (69,5 м в длину и 30,9 м в
ширину) — трёхмраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров, и был покрыт черепичной кровлей. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Храм имеет по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам (учитывая угловые). Это одна изионических черт Парфенона: для дорического периптера обычным было отношение 6 на 13. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. Кверху диаметр сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. План Парфенона основан на известном отношении длины к ширине, которое определяется диагональю четырёхугольника.
Внутреннее помещение (59 м в длину и 21,7 м в ширину) имеет ещё две ступени (общая высота 0,7 м) и является амфи простилем. На фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля Восточный портик был пронаосом, западный — постикумом.
Слайд 12
2.2. Храм Эрехтейон.
На против Парфенона, на северной стороне
Акрополя, возвышается мраморный дворец Эрехтион, красивейшее творение классического искусства.
Он является храмом ионического ордера и, конечно, самым своеобразным среди всех других зданий Акрополя. Возведен в конце 5 века до нашей эры, точнее в 421 – 407 годах, на месте где поклонения в древности имели самое большое место.
Храм этот был выполнен в Ионическом ордере зародившись в Малой Азии, ионический ордер развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая.
Слайд 14
Глава 3. Немного о Тольятти
До 1964 года Тольятти
назывался Ставрополь на Волге или Ставрополь Волжский. Тольятти расположен
в Самарской области России, Административный центр Ставропольского района.
Расположен на левом берегу Волги напротив Жигулей. Население городского округа, по данным на 1 января 2011 года, составляло 719 484 человека — самый крупный город России, не являющийся столицей субъекта Российской Федерации.
Слайд 15
Глава 4. Интересные здания ХХ века построенные в
греческом стиле
В нашем городе есть много интересных зданий привлекающих
жителей и гостей города. Допустим мэрию можно посетить с экскурсией.
Площадь Свободы, самая известная площадь в нашем городе. там располагается ансамбль зданий, оформленных в греческом стиле. Ансамбль впечатляет всех любителей искусства.
Там располагается Мэрия города, административный центр Ставропольского района и театр кукол. По середине площади располагается обелиск с героями, в честь которых названы улицы в Тольятти.
Слайд 16
Глава 5. Здания, выполненные в греческом стиле
Слайд 17
Театр кукол, Площадь свободы, 2
Одно из старых
построек в Тольятти. На фасаде здания есть с колонны
и лепнина – редкость в нашем городе. Здание театра было отремонтировано в 2007 году, имеет статус памятника истории и архитектуры города.
На фасаде – афиши театра с репертуаром на текущий месяц и информация о будущих премьерах. В фойе театра – загадочные и заманчивые композиции и сценки самых разных спектаклей из репертуара театра с куклами в человеческий рост, с оригинальной подсветкой, что создает атмосферу сказки и чуда, притягивая не только детей, но и взрослых.
Слайд 19
Административное здание ( мэрия ) Центральный район, площадь
Свободы, 4
На фронтоне треугольной формы – герб РСФСР.
Фасад украшают шесть массивных полуколонн с дорическими капителями, а также арочные оконные проёмы на уровне второго этажа.
Здание входит в единый ансамбль застройки площади Свободы.
Уникальная, гармонически завершённая площадь представляет собой ценнейший памятник советской градостроительной науки 50-х гг.
Слайд 21
Заключение
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что здания Тольятти
являются замечательными постройками. Нет ничего лучше, чем искать в
любимом городе историческую архитектуру, видеть красоту Тольятти, жизнь города и его традиции. В нашем городе в ХХ веке, к архитектуре относились как к искусству. Интересные застройки, изысканные здания культуры, ансамблей, театров. Выразительные средства архитектуры Тольятти– композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов создали неповторимый синтез искусств, отличающий архитектуру Тольятти от иных архитектурных стилей.