Слайд 2
Происходил из старинной буржуазной семьи. Отец Мольера Жан
Поклен (1595—1669), был придворным обойщиком и камердинером короля. Мольер
воспитывался в модной иезуитской школе — Клермонском колледже, где основательно изучил латынь, так что свободно читал в подлиннике римских авторов и даже, по преданию, перевел на французский язык философскую поэму Лукреция «О природе вещей»
Слайд 4
Юношеские скитания Мольера по французской провинции (1645—1658) в
годы гражданской войны — Фронды — обогатили его житейским
и театральным опытом. С 1650 Мольер заступает Дюфрена, возглавляет труппу. Репертуарный голод труппы Мольера и явился стимулом к началу его драматургической деятельности. Так годы театральной учёбы Мольера стали годами и его авторской учёбы. Множество фарсовых сценариев, сочиненных им в провинции, исчезло.
Слайд 5
24 октября 1658 года труппа Мольера дебютировала в
Луврском дворце в присутствии Людовика XIV. Утерянный фарс «Влюбленный
доктор» имел громадный успех и решил судьбу труппы: король предоставил ей придворный театр Пти-Бурбон, в котором она играла до 1661, пока не перешла в театр Пале-Рояль, где уже оставалась до смерти Мольера. С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряжённость которой не ослабевала до самой его смерти. За эти 15 лет с 1658 по 1673 Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие, за немногими исключениями, ожесточённые нападки со стороны враждебных ему общественных групп.
Парижский период
Слайд 6
Кончина
На 4-м представлении “Мнимого больного” 17 февраля 1673
Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не
доиграл спектакля. Он был перенесен домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.
Слайд 7
Произведения:
Пьесы, сохранившиеся до наших дней
* Ревность Барбулье,
фарс (1653)
* Летающий доктор, фарс (1653)
* Сумасброд,
или Всё невпопад, комедия в стихах (1655)
* Любовная досада, комедия (1656)
* Смешные жеманницы, комедия (1659)
* Сганарель, или Мнимый рогоносец, комедия (1660)
* Дон Гарсиа Наваррский, или Ревнивый принц, комедия (1661)
* Школа мужей, комедия (1661)
* Докучные, комедия (1661)
* Школа жен, комедия (1662)
* Критика на «Школу жен», комедия (1663)
* Версальский экспромт (1663)
* Брак поневоле, фарс (1664)
* Принцесса Элидская, галантная комедия (1664)
* Тартюф, или Обманщик, комедия (1664)
* Дон Жуан, или Каменный пир, комедия (1665)
* Любовь-целительница, комедия (1665)
* Мизантроп, комедия (1666)
* Лекарь поневоле, комедия (1666)
* Мелисерта, пасторальная комедия (1666, неокончена)
* Комическая пастораль (1667)
* Сицилиец, или Любовь-живописец, комедия (1667)
* Амфитрион, комедия (1668)
* Жорж Данден, или Одураченный муж, комедия (1668)
* Скупой, комедия (1668)
* Господин де Пурсоньяк, комедия-балет (1669)
* Блистательные любовники, комедия (1670)
* Мещанин во дворянстве, комедия-балет (1670)
* Психея, трагедия-балет (1671, в сотрудничестве с Филиппом Кино и Пьером Корнелем)
* Проделки Скапена, комедия-фарс (1671)
* Графиня д’Эскарбаньяс, комедия (1671)
* Ученые женщины, комедия (1672)
* Мнимый больной, комедия с музыкой и танцами (1673)
Слайд 8
Несохранившиеся пьесы:
* Влюбленный доктор, фарс (1653)
*
Три доктора-соперника, фарс (1653)
* Школьный учитель, фарс (1653)
* Казакин, фарс (1653)
* Горжибюс в мешке, фарс (1653)
* Брехун, фарс (1653)
* Ревность Гро-Рене, фарс (1663)
* Гро-Рене школьник, фарс (1664)