Слайд 2
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки
красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрализованная игра как один из видов игры является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.
Слайд 3
Значение театрализованных игр для развития ребенка
является эффективным средством
социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного
или фольклорного произведения.
позволяет формировать опыт социальных навыков поведения
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Слайд 4
Развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно
Во-первых
Театрализованные игры применяются
главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках.
Стремление добиться
хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций.
Ребенка обучают быть «хорошим артистом».
Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность.
Слайд 5
Развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно
Во-вторых
Дети предоставлены самим
себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра».
Из группы
в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности.
Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней.
Слайд 6
Особенности театрализованных игр
Литературная или фольклорная основа содержания.
Наличие зрителей.
Их можно разделить на две основные
группы: драматизации и режиссерские
Слайд 7
Виды игр- драматизаций
игры-имитации образов животных, людей, литературных
персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки
спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Слайд 8
Виды театров
Театр- фланелеграф
Настольный театр
Театр перчаточный
Театр Би-Ба-Бо
Кукольный театр
Театр
теней
Театр марионеток
«Артистами» являются игрушки или их заместители, «Озвучивая» героев
и комментируя сюжет ребенок использует разные средства вербальной выразительности.
Слайд 9
Этапы развития театрализованной деятельности
1 этап- художественное восприятие
литературных и фольклорных произведений;
2 этап-освоение специальных умений для становления
основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
3 этап- самостоятельная творческая деятельность
Слайд 10
Активность и творчество в театрализованной игре проявляются в
трех аспектах.
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации,
переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.
Слайд 11
Основные направления развития театрализованной игры
состоят в постепенном
переходе ребенка:
От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой
деятельности;
От индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Слайд 12
Требования к театрализованной игре
Разнообразие тематики содержания.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации
педагогического процесса.
Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.
Слайд 13
Основные принципы организации театрализованной игры
Принцип специфичности данной деятельности,
объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый)
компоненты
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Принцип импровизационности . Театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованной игры включается в целостный педагогический процесс.
Слайд 14
Содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста
Перчаточные и
другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
Слайд 15
Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов
и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька,
попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три .медведя»).
Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).
Слайд 16
Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития
специальных игровых умений
Первая группа умений связана с освоением позиции
«зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
Вторая грyппa умений- обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.
Слайд 17
Содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста
Расширение театрально-игрового
опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации.
Многоперсонажные игры-драматизации
по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
Игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
Постановка спектакля по произведению.
Слайд 18
Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять
в
поддерживании интереса к театрализованной игре
в дифференциации интереса, заключающейся
в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская),
становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Слайд 19
Расширение игрового опыта детей
Происходит также за счет освоения
театрализованной игры.
В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные
виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.
Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр.
Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»).
Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).
Слайд 20
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников
Первая группа умений обеспечивает
дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем
Проявлять
элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов»,
Благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - « артистов»)
Слайд 21
Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист»,
Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика,
жесты, позы, движения)
Интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу – испугалась, увидела избушку – удивилась, придумала, как обмануть медведя, – обрадовалась),
Для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил).
Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
Слайд 22
Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер»
в режиссерской театрализованной игре, т.е. Умение создавать игровое пространство
на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.
Слайд 23
Задачи развития театрализованной игры старших дошкольников
формирование положительного отношения
детей к театрализованным играм.
углубление их интереса к определенному
виду театрализованной игры, образу героя, сюжету,
наличие интереса к театральной культуре,
осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.
Слайд 24
Задачи развития театрализованной игры старших дошкольников
приобщение детей к
театральной культуре, т.е.
знакомство с назначением театра, историей его
возникновения в России,
устройством здания театра,
деятельностью людей, работающих в театре,
яркими представителями данных профессий,
видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).
Слайд 25
Содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста
Происходит углубление
театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и
режиссерской театрализованной игры.
Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр.
Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.
Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.
Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план.
Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.