Слайд 2
Истории арабо-мусульманской философии можно разделить на
два периода:
1) IX—XI вв. – первый период.
2) Второй период охватывает XII — XIII вв.
Периодизация истории развития арабской философии.
Слайд 3
Первый (IX—XI вв.):
Связан с деятельностью мыслителей восточных
областей халифата: араба из Басры аль-Кинди, выходца из Средней
Азии Аль-Фараби и иранца из Хорасана Ибн Сины (Авиценны),а также ученых-энциклопедистов из группы «Чистые братья» (Ихван ас-са-фа, X—XI вв.)
Слайд 4
Второй период охватывает XII — XIII вв.
представлен
в основном арабскими учеными и мыслителями мусульманской Испании. К
этому периоду относится деятельность Ибн Баджжа, Ибн Рушда, Ибн Ту-файля.
Слайд 5
Абу Али Хусейн Абдаллах Ибн Сина родился 16
августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037,
Хамадан, Иран.
Жизнь и творчество Ибн Сины (Авиценна).
Слайд 8
Полное имя его — Абу Али Хусейн Ибн-Сина,
через еврейское прочтение, как Авен Сена и получилось современное
Авиценна. Родился он близ Бухары в 980 году и прожил до 1037 года. Авиценна снискал себе славу не только как гениального философа, но и как гениального врача, поэта и ученого.
Слайд 9
Ибн Сина создал оригинальную классификацию наук.
Он делит
науки на теоретические и практические.
Теоретические науки — физика,
математика, метафизика. Последовательность, в которой он рассматривает эти науки, воспроизводит постепенный переход от конкретных к отвлеченным знаниям.
Слайд 10
«Физику» он подразделяет на «первичную» и «вторичную».
К
«первичной» относит учение о материи, о формах движения, о
растениях и животных, о минералах.
К «вторичной» — медицину, астрологию, физиогномику, алхимию, науку о волшебстве, объяснение снов.
Слайд 11
К «практическим» наукам Ибн Сина причисляет учение об
управлении государством, а также весь круг проблем, связанных с
семьей, имуществом и хозяйством.
Слайд 12
Главная книга Ибн-Сины — это «Книга исцеления», насчитывающая
18 томов. Сокращенный ее вариант сам же Ибн-Сина назвал
«Книга спасения», а еще более сократив — до одной книги — он назвал ее «Книгой знания».
Слайд 13
В философском учении Ибн Сины сложно переплетаются идеи
Аристотеля и неоплатоников с некоторыми общими принципами мусульманской теологии.
Вслед за неоплатониками Ибн Сина утверждал, что мир возникает путем эманации из божества, но не по воле последнего, а в силу объективной необходимости.
Слайд 14
В учении о душе Ибн-Сина выступал против учения
о переселении душ, ибо это учение тесно связывает душу
с телом. Согласно Ибн-Сине, цель существования человеческой души состоит в том, чтобы максимально освободиться от чувств, ибо чувства мешают познанию Бога. Ибн-Сина считал, что душа бессмертна и постоянно будет существовать только лишь в своей духовной сущности.
Слайд 15
На Страшном суде не будет воскресения человека в
его телесном виде; душа будет существовать именно как душа.
Отрешившись от чувств и от тела после смерти, душа праведника уподобляется ангелам. В этом состоянии душа человека, лишенная чувств, т.е. того, что мешает познанию истины, становится подобной ангелам и знает всю истину без учителей и без грамоты.
Слайд 16
Ибн-Сина считал, что существует четыре вида бытия:
чисто
духовные существа, в том числе и Бог,
далее следуют
духовные предметы, связанные с материей — это небесные сферы;
далее — предметы, связанные с телесностью, а иногда и не связанные. Как правило здесь находятся все философские категории, такие как субстанция, свойство, необходимость, свобода и т.д., и именно эти предметы третьего уровня составляют основу метафизики.
И четвертый род бытия — это понятия, связанные с материей, существование и сущность индивидуальной конкретной вещи.
Слайд 17
Ибн Рушд Абу-л-Валид Мухаммед ибн Ахмед (1126—1198)
— араб. философ, ученый, медик.
Был разносторонне образованным
человеком, служил в качестве главного судьи г. Севилья и придворного врача у правителя Кордовы.
Жизнь и творчество ибн Рушды (Аверроэс).
Слайд 20
Научное наследие Ибн Рушды включает в себя самостоятельные
труды и комментарии чуть ли не по всем известным
тогда отраслям знаний.
Большинство сочинений комментаторского характера представляют собой толкования к трудам Аристотеля, написанные в форме малых, средних и больших комментариев. За что Ибн Рушда получил почетное прозвище Великого комментатора.
Слайд 21
К основным философским произведениям относятся: «Непоследовательность «Непоследовательности», «Рассуждение,
выносящее решение относительно связи между религией и философией», «Книга
об открытии путей аргументирования догм общения».
Слайд 22
В противоположность учению ортодоксального ислама Ибн Рушд считал
возможным по-новому интерпретировать мусульманские священные тексты и понимать их
метафорически. Однако подобную свободу интерпретации он допускал лишь для избранных, ибо непосвященные способны реагировать лишь на образную риторику, в то время как философы во всем должны искать логику и убедительные доказательства.
Слайд 23
Строгое научное доказательство может считаться наиболее достоверным лишь
в вопросах, доступных человеческому разуму, но оно бессильно в
высших метафизических вопросах. Философия бессильна проникнуть в тайну творения и загробной жизни и постичь атрибуты божества, она способна лишь порождать различные сомнения, в то время как познание «откровением», само по себе более примитивное, дает необходимую «уверенность» в достоверности высших истин.