Слайд 2
История – те изменения, которые переживало и переживает
человечество с момента своего возникновения.
Философия истории изучает общие закономерности
и принципы исторического (общественного) развития.
Слайд 3
Критерии общественного (исторического) прогресса:
Количество и качество произведенных материальных
и духовных благ и соответствие их потребностям людей;
Уровень развития
производительных сил и соотношение их с производственными отношениями (степень конфликта);
Уровень научно-технического прогресса;
Наличие или отсутствие негативных последствий (глобальных, локальных);
Слайд 4
Качество политико-правовой системы, уровень обеспеченности прав и свобод;
Уровень
демократизма и гуманизма (человек – главная ценность);
Развитие духовной сферы
общества;
Уровень социальной защиты граждан, гарантий получения образования, достойной работы и т.п.
Средняя продолжительность жизни (главный индикатор!).
Слайд 5
Концепции развития истории:
Циклическое развитие (представления древних цивилизаций)
Линейное развитие
– история имеет начало и конец, определенную направленность (христианская
концепция истории, концепции Гегеля, Маркса, позитивистская –О.Конт и др.)
Многолинейное развитие (концепции локальных цивилизаций, концепция «осевого времени» К.Ясперса)
Слайд 6
Циклические концепции истории
Наиболее распространены были в цивилизациях Древнего
мира и сохранились в представлениях таких религий, как индуизм
и буддизм.
Индуизм: существует 4 эпохи (юги) – Сатья, Трета, Двапара и Кали-юга, которые отличаются по степени нравственной чистоты и продолжительности жизни, после чего цикл повторяется. Вся вселенная также воссоздается и разрушается в соответствии с великими космическими циклами.
Слайд 7
Линейные концепции истории
Признают наличие у истории внутренней логики,
направленности и конечной цели развития.
Христианство: история человечества – движение
от сотворения Богом и грехопадения до Судного дня (второго пришествия Христа), от «Града земного» к «Граду небесному» (Царству Бога).
Слайд 8
Ж. Кондорсе: история – движение человеческого общества от
несовершенного состояния ко всё более совершенному, осуществляется благодаря развитию
человеческого разума, прорывов в познании.
Гегель: история – закономерный процесс обретения человеком всё большей и большей свободы.
Слайд 9
4. Формационный подход К. Маркса:
Общественно-экономическая формация -
совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей,
политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Слайд 10
К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
первобытнообщинная;
рабовладельческая;
феодальная;
капиталистическая;
Коммунистическая (социалистическая).
Переход
от одной формации к другой – осуществляется благодаря разрешению
противоречий м/у базисом и надстройкой (см. лекцию по марксизму).
Слайд 11
Конечная цель истории по Марксу, как и у
Гегеля – торжество на Земле разума и свободы (соответствует
коммунистической формации).
Т.о., ход истории объясняется исключительно действием материального, экономического фактора.
Недостатки – не учитывание других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
Слайд 12
5. Позитивистский подход
Автор – О. Конт и др..
В измененном, доработанном виде (Э. Тоффлер, Д. Белл) имеет
широкое распространение, особенно в западных странах.
Элвин Тоффлер (р.1928г.):
концепция «Третьей волны».
Общество в своем развитии проходит ряд стадий («волн»):
Слайд 13
Традиционное общество (аграрный способ производства, феодальные отношения, авторитарное
правление, традиционализм, консерватизм в мышлении и поведении, главный регулятор
– власть). Длилась тысячелетия;
Индустриальное общество (промышленный способ производства, демократия, капитализм, главный регулятор – богатство (деньги). Длилась менее 300 лет.
Слайд 14
Постиндустриальное общество (= третья, информационно-компьютерная волна), современное общество.
Главная
ценность и регулятор – знания;
В экономике сфера услуг
преобладает над производством товаров;
У власти – элита специалистов.
Высокая социальная мобильность.
Базой для деления общества на слои (страты) становится не собственность, а профессиональные различия, уровень образования.
Слайд 15
Разрушаются старые общественные отношения (в т.ч. семейные);
Падение роли
бюрократии и государственной власти;
Рост электронных коммуникаций
Интеграция человечества в единое
целое
Рождение особой ответственности, понимания угроз миру, безопасности, экологии.
Слайд 16
Многолинейные концепции развития истории
История развития общества многовариантна, не
существует единой схемы и цели общественного развития.
Примеры:
концепции локальных цивилизаций (Шпенглер, Тойнби, Данилевский), концепция этногенеза Л. Гумилёва,
концепция «осевого времени» К. Ясперса.
Слайд 17
Концепции локальных цивилизаций (культур)
Авторы – Шпенглер, Тойнби, Данилевский
и др..
Главная идея: единой истории человечества не существует. Это
совокупность историй отдельных, локально существующих цивилизаций (культур), каждая из которых проходит собственные стадии эволюции от возникновения, через расцвет – к закату и умиранию.
Слайд 18
Не западные цивилизации – не хуже и не
лучше западной, они просто ДРУГИЕ. С ними необходимо устанавливать
диалог, а не подгонять под западные мерки.
Слайд 19
Н. Данилевский (1822 - 1885)
Русский философ, социолог, предшественник
концепций локальных цивилизаций XX века.
Главный труд – «Россия и
Европа».
«Культурно-исторический тип» - система культуры народа или близких по духу и языку народов.
Выделял ряд К.-И. типов: египетский, китайский, Вавилонский, греческий, Еврейский, славянский и т.д.
Слайд 20
Некоторые закончили свое существование, другие – вступили в
одну из фаз своего развития.
Фазы развития К.-И. типов:
Бессознательная
П-д становления
(государства, социальных институтов)
П-д расцвета
П-д упадка («апатии») и умирания.
Славянский КИТ, по Данилевскому, находится в стадии формирования.
Слайд 21
Освальд Шпенглер (1880-1936)
Немецкий социальный философ, автор труда «Закат
Европы».
Считал, что всемирная история представлена существованием и сменой различных
замкнутых в себе культур, которые рождаются, расцветают и умирают подобно живым организмам («биологическая» философия истории).
Выделял восемь Великих культур (Египетская, Вавилонская, Индийская, Китайская, Мексиканская, Античная, Арабская, Европейская (фаустовская)).
Слайд 22
Каждая культура проходит этап зарождения, расцвета и упадка
(стадию «цивилизации» - когда духовный импульс исчезает и идет
только развитие техники и организационных образований), после чего возвращается к стадии крестьянства, земледелия.
Период жизни каждой культуры приблизительно 1000 лет.
Слайд 23
Признаки стадии «цивилизации» (упадка культуры) по Шпенглеру:
Массовая
урбанизация населения (отток в большие города)
Главной ценностью становятся
деньги, имущество.
Бурное развитие техники
Резкое падение рождаемости
Европейская культура близится к своему закату. Русская (русско-сибирская, девятая) культура находится в процессе своего зарождения.
Слайд 24
Арнольд Тойнби (1889-1975)
Английский историк и социолог, автор многотомного
труда «Исследование истории».
Концепция локальных цивилизаций:
Выделял Шумерскую, Вавилонскую, Эллинскую (Греческую),
Китайскую, Индийскую, Исламскую, Христианскую и др. локальные цивилизации (более 30 шт.).
Слайд 25
М/у некоторыми цивилизациями – отцовско-сыновьи связи (Пример: Др.Греческая
– Православно-христианская русская и т.д.).
Все цивилизации влияют друг
на друга
Гибель цивилизации происходит тогда, когда утрачивается её культурно-творческое ядро и она становится неспособна ответить на очередной вызов современности.
Слайд 26
К. Ясперс: «Осевое время»
К. Ясперс (1883-1969) –
немецкий философ-экзистенциалист, психиатр.
Во 8 – 2 вв. до н.э.
(«осевое время»)в истории человечества произошел резкий интеллектуальный всплеск.
Именно в это время в Китае, Индии, Иране и Греции появились великие мыслители и идеи, заложившие фундамент и общие ценности современной цивилизации.
Благодаря этому возможно взаимопонимание м/у людьми, их объединение вне зависимости от их исторических, социальных, культурных корней.