Слайд 2
Проблема истины решалась в теории познания, как правило,
без учета такого измерения действительности, как время. Идея «очистить»
познание от признаков связанных со временем (против релятивизма, Аристотель)
Слайд 3
Герменевтика к рубежу ХХ века понимается в трех
возможных смыслах:
1. как искусство понимания, постижения смыслов и значения
знаков
2. как теория и общие правила интерпретации текстов
3. как философское учение об онтологии понимания и эпистемологии интерпретации
Слайд 4
Толкование священного писания (экзегетика) – возникновение техник толкования
– грамматической и исторической интерпретации, понятие исторического богословия, истин
предания и истин откровения (сближение теологии с филологией при посредстве герменевтики)
Слайд 5
Дильтей – идея «критики исторического разума». Необходимо понять,
как история может стать наукой, как рядом с естественно-научным
опытом может встать исторический опыт (отсутствие причинно-следственной связи, «повторяемости» - природной необходимости).
Слайд 6
На смену этому в исторических науках приходит связность
и темпоральность жизни, «течение жизни», переживание как специфический модус
познания жизни - понимания
Слайд 7
В теории Хайдеггера произошло сращивание теории познания (феноменологии)
с онтологией.
Бытие предстает как бытие-понимание (Dasein).
Слайд 8
Категориальному освоению бытия Хайдеггер противопоставляет «экзистенциальное». Вместо субъекта
— Dasein, вместо мышления — страх, забота, бытие к
смерти.
Слайд 9
Этим «состояниям» («чувствам») нельзя приписать модальностей рефлексии.
Однако,
возможно постижение этих экзистенциалов - понимание
Слайд 10
У Шлейермахера понимание осмысляется по аналогии с истолкованием
разговора как специфического рода опыта. Опыт дает нечто такое,
что нельзя получить чисто теоретически, и поэтому, стремясь теоретизировать опыт, наука искажает его.
Слайд 11
Хайдеггер
Говорящий не использует язык, но язык пользуется говорящим
для сказывания. "Сказ требует оглашения в слове. Человек, однако,
способен говорить лишь поскольку он, послушный сказу, прислушивается к нему, чтобы, вторя, суметь сказать слово"
Слайд 12
Хайдеггер отказывается от гуссерлевского идеала строго терминологического языка
в пользу выразительных возможностей естественного языка»
Слайд 13
Философская герменевтика Х.-Г. Гадамера вернулась от вопросов о
бытии к вопросу о текстах.
Слайд 14
Так, вместо открывающейся в языке истины Гадамер говорит
о диалоге как об установлении согласия относительно некой сути
дела, которая и становится условием понимания:
Слайд 15
"... Понять означает прежде всего понять само дело
и лишь во вторую очередь - выделить и понять
чужое мнение в качестве такового. Наипервейшим из всех герменевтических условий остается, таким образом, пред-понимание, вырастающее из нашей обращенности к тому же делу"
Слайд 16
«герменевтический круг»
"Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет
набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то
смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом.
Слайд 17
Но этот первый смысл проясняется в свою очередь
лишь потому, что мы с самого начала читаем текст,
ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл. Понимание того, что содержится в тексте, и заключается в разработке такого предварительного наброска, который, разумеется. Подвергается постоянному пересмотру при дальнейшем углублении в смысл текста"
Слайд 18
"понимание дела необходимым образом осуществляется в языковой форме,
причем не так, что понимание задним числом получает еще
и словесное выражение,- скорее способ, каким осуществляется понимание, будь то понимание текста или собеседника, представляющего нам то или иное дело, заключается в том, что само это дело обретает язык.
Слайд 19
...Язык, в котором нечто "обретает язык", не является
достоянием и не находится в распоряжении того или иного
из собеседников. Всякий разговор предполагает общий язык, или, вернее, он вырабатывает этот общий язык...
Слайд 20
Это не просто внешний процесс подгонки инструментов; неверно
будет даже сказать, что собеседники приспосабливаются друг к другу;
скорее в получающемся разговоре они оказываются во власти истины обсуждаемого ими дела, которая и объединяет их в новую общность"
Слайд 21
Для Хайдеггера потоки анонимно протекающей жизни сознания, о
которых говорит Гуссерль, не способны одновременно выступать горизонтом понятности
бытия, поскольку субъект, которому эта понятность доступна в «живом настоящем», приходит с запаздыванием всегда слишком поздно.
Слайд 22
Тождество различенных моментов внутреннего сознания времени, вводимое через
своего рода обращение времени вспять и восхождение к истоку
экстанционалов, достигается в форме единства самосознания
Слайд 23
Чтобы дать это увидеть, потребна исходная экспликация времени
как горизонта понятности бытия из временности как бытия понимающего
бытие присутствия»
Слайд 24
«герменевтика фактичности» вот-бытия - начиная с зимн. сем.
1919/20 гг.» .
фрайбургские лекции с 1919/1920 по 1923
г., хотя само название «герменевтика фактичности» устанавливается только с 1923 г.
Слайд 25
Хайдеггер пишет в 34 параграфе Бытия и времени:
«Философское исследование должно будет отказаться от ‘философии языка’, чтобы
спрашивать о ‘самих вещах’, и оно должно будет достичь состояния понятийно проясненной проблематики».
Слайд 26
Письмо о гуманизме (1946),
...поэтически жительствует человек... (1951),
Тождество и различие (1957),
Путь к языку (1959),
На
пути к языку (1959),
циклы статей о Гёльдерлине, Хебеле, Тракле и др.).
Слайд 27
одним из главных источников теории Хайдеггера выступает
Псевдо-Дионисий Ареопагит, который утверждал безмолвие в качестве основы слова
Слайд 28
В ситуации же «сказывания» бытия (Sage des Seyns) важно отсутствие
союза, указывающего на какой-либо объект; «сказ» принципиально отличен от
высказывания.
Слайд 29
Человеческая жизнь укоренена – должна быть укоренена –
в определенном, родственном ей месте, должна иметь «топос».
Слайд 30
И она должна быть укоренена в языке, а
именно в сохраняемом традицией и поэзией национальном языке. Язык
Хайдеггер назвал домом бытия, охарактеризовав тем самым язык как феномен в его родовом выражении.
Слайд 31
чем крупнее мастер, тем бесследнее исчезает его личность
за его трудом.
Слайд 32
Сопоставление аристотелевского термина κινεσις и латинского act, которыми
характеризуют бытийную процессуальность, одну из ключевых философско-теологических тематик
Слайд 33
“изначально и прежде всего” мы слышим как раз
- таки не шумы и звуковые комплексы, но тарахтящий
мотор, трамвай, мотоцикл, колонну на марше, северный ветер. Чтобы “услышать” нечто вроде “чистого шума”, нужно предварительно принять очень искусственную и сложную установку
Слайд 34
первый методический шаг Хайдеггера задается противопоставлением “беспредпосылочного” видения
вещей (или “изначального”, “ближайшего”, “естественного”, “непредвзятого”, “простого”, “собственного”, “подлинного”,
“чистого” и т.д.:
Слайд 35
Непосредственность опыта означает его непроизведенность, базовый статус в
иерархическом строении опыта в целом.
Слайд 36
Этот опыт самопонятен, стало быть, он имеет смысловой
характер — характер “предпонимания”, фундирующего любой артикулированный смысл. Вспомним,
что понимание Хайдеггер определяет как “бытийное осуществление” открытости мира, Других и самого вот-бытия