Слайд 2
Предпосылки возникновения новоевропейской науки.
Духовные
Культурологические
Исторические или методологические
Слайд 3
Предпосылки возникновения новоевропейской науки.
Духовные предпосылки
Христианство –
духовная основа появления науки как это не парадоксально звучит.
Идея
Единобожия ( характерно для всех авраамических религий).
Бог мудростью создавал этот мир, он законодатель этого мира. Все частные законы сводятся к одному центру.
Бог действует не хаотически в мире , а по плану.
Специфически новозаветные предпосылки:
Сам образ Бога становится более логичен Бог-слово. Так же логичен разум человека.
Воплощение Бога расширяет возможности человеческого познания , сокращая разрыв между Богом и человеком.
Христианство освобождает человека от демонолатрии.( Поклонение демонам)
Человек сотворенный по образу и подобию Бога, выше этого бытия. Поэтому мир для человека. В христианстве определено и место человека как царствующего над природой.
Слайд 4
Предпосылки возникновения новоевропейской науки.
Культурологические предпосылки
Развитие гуманизма.
Где основная ценность – это человек и его творческое
предназначение.
Человек выходит за рамки традиции.
Человек научается ставить свои собственные цели и искать пути их достижения.
Отношение к природе – это книга, написанная творцом.
Познание природы приводит нас к познанию Бога.
Слайд 5
Предпосылки возникновения новоевропейской науки.
Исторические или методологические
Схоластика
( систематичность, методичность, возможность создания образовательной системы, высочайшая техника
мышления, его смелость)
Магия (маг хочет управлять космосом, его стихиями и элементами)
Натурфилософия ( новый образ космоса - много миров, они прекрасны и познаваемы) ценность трансцендентного спасения меняется на ценность исторического творчества и это создает новый тип человека – ученый. От кельи монаха к кабинету ученого.
Вывод: Наука состоялась, потому что вытеснила церковь из состава мировоззрений и миросозерцаний новой эпохи.
Философия , которая выразила эту новую идеологию познания - это философия Френсиса Бэкона и Рене Декарта.
Слайд 6
Фрэ́нсис Бэ́кон
(англ. Francis Bacon),
(1561—1626)
английский философ,
историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
Слайд 7
Сочинения Френсиса Бэкона
«Опыты и наставления» 1597
трактат «О значении
и успехе знания, божественного и человеческого». 1605
«Новый органон» 1620
«О
достоинстве приумножении наук» 1623
«Новая Атлантида»
«Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История жизни и смерти», «История Генриха VII» и др.
Слайд 8
Философия Френсиса Бэкона
Основной вопрос нового мышления:
каков способ познания
тех истин, которые открываются в природе?
Метод предложенный Бэконом, основан
на его онтологии.
Слайд 9
Философия Френсиса Бэкона
Онтология Фр. Бэкона.
Бог – творец мира
Материя
- не тень творца, она почти субстанциональна. Она оформлена.
Так понятая Материя есть книга природы.
Среди всех законов природы можно выделить самые простые (простые формы) все остальные производятся от них. ( по типу как слова складываются из букв, а из слов складываются предложения).
Если человек найдет и изучит эти простые формы. Он сможет читать книгу природы, а если хорошо научится читать, то сможет вписывать свои слова в эту книгу природы. Отсюда основная идеологема, которую можно рассматривать в качестве девиза всего нового времени: Знание – сила!
Слайд 10
Гносеология Френсиса Бэкона
Критика общих недостатков человеческого разума
и основных теорий Бэкон их называет идолами или призраками
нашего сознания.
"Идолы" - это иллюзии, источники ошибок, происходящие из самой человеческой природы или отдельных индивидуумов, их 4.
Идолы рода (idola tribus)
Идолы пещеры (idola specus)
Идолы площади, или рынка (idola fori)
Идолы театра (idola theatri)
Слайд 11
Идолы рода (idola tribus)
"вскормлены самой человеческой природой,
человеческой семьей, или родом. Человеческий ум все равно
что кривое зеркало, отражающее лучи от предметов; он смешивает собственную природу вещей, которую деформирует и искажает".Часто "созерцание ограничивается... видимым аспектом вещей, сводя к минимуму наблюдения за тем, что в них есть невидимого..." Кроме того, "человеческий ум по своей природе стремится к абстракции и воображает стабильным то, что на самом деле склонно к изменению". Таковы идолы рода.
Слайд 12
Идолы пещеры (idola specus)
Идолы пещеры (idola specus)
исходят от отдельного человека.
Идолы пещеры "берут свое происхождение
из особой природы души и тела индивида, его воспитания и привычек или других случайностей".
Каждый из нас, помимо общих заблуждений, свойственных человеческому роду, имеет свою собственную пещеру, в которой свет природы рассеивается и гаснет по причине специфической природы каждого индивида или воспитания и влияний других людей, или из-за книг, которые он читает, и авторитета тех, кем он восхищается и кого уважает, или по причине различия впечатлений, в зависимости от того, находят ли последние душу уже занятой предубеждениями или свободной и спокойной.
Слайд 13
Идолы площади, или рынка
(idola fori)
Бэкон пишет: "Есть
также идолы, зависящие, так сказать, от взаимных контактов человеческого
рода: мы называем их идолами площади, соотнося с торговлей и общением".
В самом деле, "связь между людьми осуществляется при помощи языка, но имена даются вещам в соответствии с уразумением народа, и достаточно некритического и неадекватного применения слов, чтобы совершенно сбить с толку разум.
Идолы площади, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, "потому что они внедрены в разум согласованием слов и имен".
Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: или это названия несуществующих вещей (как, например, "судьба", "вечный двигатель" и т.д.), или это названия вещей существующих, но путаные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.
Слайд 14
Идолы театра (idola theatri)
Идолы театра (idola theatri) "проникли
в человеческую душу с помощью различных философских доктрин из-за
наихудших правил доказательства".
Бэкон: С баснями мы сталкиваемся не только в современных философских доктринах и "античных философских сектах", но и во "многих научных принципах и аксиомах, утвердившихся в силу традиции, слепой беспечной веры".
Слайд 15
Метод познания Френсиса Бэкона
Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом
— ранний предшественник научного метода.
Метод был предложен в
сочинении Бэкона Новый Органон» и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Органон» Аристотеля.
В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.
Слайд 16
Метод познания Френсиса Бэкона
Индукция (лат. inductio — наведение) — процесс логического
вывода на основе перехода от частного положения к общему.
Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не столько через законы логики, а скорее через опытные представления.
Слайд 17
Сущность учения об индукции Бэкона сводится к следующему:
при
постепенном обобщении нужно придерживаться известных правил,
то есть нужно
сделать три обзора всех известных случаев проявления известного свойства у разных предметов:
обзор положительных случаев,
обзор отрицательных (то есть обзор предметов, сходных с первыми, в которых, однако, исследуемое свойство отсутствует)
обзор случаев, в которых исследуемое свойство проявляется в различных степенях,
отсюда делать уже обобщение («Nov. Org.» LI, aph. 13).
Слайд 18
Учение об индукции Бэкона : значение
Индуктивный метод Бэкона
ошибочен из-за того, что он недостаточно подчеркивал значение гипотез.
Он надеялся, что простое упорядочивание фактов сделало бы правильные гипотезы очевидными, но это редко случается. (Б. Рассел)
Джон Стюарт Милль сформулировал четыре правила индуктивного метода, которые могут успешно применяться, пока допускается существование закона причинности.