Слайд 4
Радищев А.Н. (1749 – 1802). Его основное произведение
«Путешествие из Петербурга в Москву» и философский трактат «О
человеке, о ее смерти и бессмертии». В этой работе он сопоставил различные точки зрения о существовании души после смерти. Он считает, что в земной жизни человека нет ничего свидетельствующего о том, что душа существуют после смерти. Поэтому главная задача человека оставить после себя след в земной жизни.
Слайд 5
2. Философия М.В. Ломоносова
Слайд 6
Он выступил с опровержением так называемой “нормандской” (варяжской)
концепции происхождения древнерусской государственности. Сопоставляя данные разных источников, Ломоносов
пришел к выводу, что славяне были среди народов, населяющих равнины юго-восточной Европы, по крайней мере на протяжении тысячелетий до появления варягов. Считал что главная задача интелегенции это просвещение и очищение нравов.
Основное произведение
«Древняя Российская история»
Слайд 8
Религиозный философ. В своих работах говорит о существовании
общества будущего, а также о решающей роли божественного откровения
в развитии общества.
Главным средством осуществления «Царства Божия» на Земле является религиозное восприятие человечества. Грядущее «Царство Божие» Чаадаев понимает, как гражданское общество, в котором господствует равенство свободы и демократии.
Слайд 10
Революционер – демократ. Предлагал свою теорию «русского крестьянского
социализма». Он считал, что в крестьянской общине лежит зародыш
будущего социализма.
Дальнейший ход русской истории мыслил, как освобождение крестьян от всех феодально – самодержавных пут и соединения быта крестьянства с теорией социализма. Предлагал миновать капиталистическую фазу развития
Слайд 12
Христианский экзистенциалист
Он называет капитализм бесчеловечным строем, а
старое христианство орудием эксплуатации. Но говоря о марксизме он
не считает его идеальным и считает, что он заслоняет человека классом и не способен решить проблему активности и свободы личности. Её может решить христианский экзистенциализм.
Главная его задача рождение Бога в человеке и человека в Боге.
Слайд 14
Анархист.
История по Бакунину - это движение человечества из
царства животности в царство свободы.
Главный угнетатель человечества это
государство, опирающееся на фикцию Бога.
Религия – это коллективное сумасшествие уродливый продукт сознания угнетенных масс.
Церковь – это род небесного кабака, в котором народ старается забыть о своей ежедневной беде.
Чтобы привести человечество к царству свободы необходимо взорвать государство и исключить принцип власти из жизни народа.
На его месте должна появится свободная федерация земледельческих и фабрично - ремесленных ассоциаций.
Бакунин говорил, что прийти к этому обществу можно с помощью стихийной революции и анархии.
Слайд 16
Религиозный философ.
Революционер – демократ, критик. Его философской работой
и духовным завещанием являлось «Письмо Гоголю», в котором он
говорит, что главная задача русских революционеров – просвещение. Он поддерживал идею социалистического общества, но полагал, что оно вряд ли установится без насильственных переворотов и без крови.
Основа будущего строя – это христианство.
Слайд 17
8. Философия Н.Г. Чернышевского
Слайд 18
Русский революционер, экзистенциалист.
По Чернышевскому главными факторами, формирующими
нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки
и обстоятельства». Удовлетворение потребностей с его точки зрения устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».
Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе.
Слайд 19
Его основное произведение
«Что делать?».
Наиболее важным и
молодежным путем решений философских проблем считал народную революцию, которая
повлечет за собой ряд преобразований :
ограничение частной собственности
ликвидация наемного труда
развитие коллективного владения землей и промышленностью.
Слайд 21
Народник. Русский революционер.
Цель общественного развития это усиление
солидарности людей.
Стремясь к солидарности люди должны выработать идеал
будущего.
Движущей силой общества являются критически мыслящие личности, которые должны нести просвещение в массы.
Слайд 22
Движущим мотивом прогресса являются 3 группы человеческих потребностей
:
Основные – зоологические или социологические: это
потребности питания,
безопасности
и
нервного возбуждения.
Временные – форма государства, собственности и религии.
Потребности развития – историческая жизнь.
Слайд 23
10. Философия Ф.М. Достоевского
Слайд 24
Экзистенциалист.
В центре всей философии Достоевского стоит проблема
свободы.
Свобода – это тяжелое бремя для человека, но без
свободы нет человека, т.к. без нее он терпит способность познавать истину, теряет своего Бога.
Человек стремится к счастью и добру, но их невозможно получить путём отказа от свободы.
Свобода неотделима от свободы между добром и злом.
Сложный путь к свободе – это путь страданий и искуплений через свободу греха и зла, через суровое испытание свободой выбора.
Слайд 26
Экзистенциалист и религиозный Философ.
Искусство, наука и философия
должны учить тому, как человеку самому быть лучше, и
как ему жить лучше.
Всё зло в человеке от праздности, т.е. от безделья.
Отлучение человека от труда ведёт к деградации личности.
Возвращение к природе, покорность к природному течению жизни, данному от Бога, может вернуть человечеству утерянные ценности добра.
Слайд 28
Религиозный философ, монархист.
Призывал укреплять государство и царскую власть.
В творчестве Леонтьева намечается окончательное разрушение славянофильства.
Сам он
может быть признан первым теоретиком русского национализма, основателем русофильства.
Чтобы сохранить Россию от влияний Запада, он призывал держать народ в повиновении, в безграмотности и православной вере.
Слайд 29
Любое развитие разделил на 3 цикла:
полная дифференциация –
неравенство видов в природе, людей, классов. За счет чего
происходит пышное развитие и цветение.
начинающееся смешение - уравнивание всего.
наступление полного равенства-появление застойного болота, когда все цвета застывают и краски смешиваются в единый фон
Слайд 31
Религиозный экзистенциалист.
По мнению Шестова есть 2 гипотезы
происхождения человека:
библейская
дарвиновская.
Библейская более правдоподобна.
Наука сводит бытие
человека лишь к его природному существованию и дает смехотворное и беспомощное объяснение по поводу его происхождения. Человек не сможет развиться из того, что ему чуждо.
Он возникает совсем из другого источника. Можно сказать, что он не возникает, а в определенном смысле есть всегда.
Слайд 33
Религиозный экзистенциалист. Главенствующее место у Киреевского занимает идея
цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и
обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире.
Слайд 34
Русская философия это синтез восточной и западной философии.
Подверг
критике восточную и западную философию.
Главное в человеке – это
сердце и чувства.
Русский человек всегда чувствует свои недостатки и чем выше он подымается по лестнице нравственного развития