Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русский интуитивизм

Содержание

Русский интуитивизмН. О. Лосский (1870-1965) С. Л. Франк (1877‑1950)
Русский интуитивизмМосковский государственный институт международных отношений  Кафедра философии Русский интуитивизмН. О. Лосский (1870-1965)         С. Л. Франк (1877‑1950) Русский интуитивизм Н. О. Лосский: органический идеал-реализмГносеология (интуитивизм) Интенциональность сознанияГносеологическая координация Три Н. О. Лосский (1870-1965) Органический идеал-реализм Обоснование интуитивизма (1906)Мир как органическое целое (1917)Чувственная, интеллектуальная Сознание подобно не «психическому вместилищу», в которое предмет должен «попасть», чтобы стать То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает интуицию Гносеология (интуитивизм) Три вида интуицииЧувственная интуиция постигает материальные качества вещей.Интеллектуальная интуиция постигает Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелейВсеблагий, всемогущий и вездесущий Бог сотворил мир Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелейКаждый субстанциальный деятель может развиваться и подниматься Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелейТак человеческое “я” есть деятель, который, может Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое… созерцание других сущностей такими, какими Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целоеНе зависящая от времени и пространства С. Л. Франк (1877‑1950)Предмет знания: Об основах и пределах отвлечённого знания (1915)Душа человека: Опыт Всякое определённое А можно мыслить лишь в его соотнесённости с каким-то не-А.Но Субъект и предмет знания существуют  и должны мыслиться на фоне Познаваемый мир со всех сторон окружён для нас тёмной бездной непостижимого. Следует Онтология «Непостижимое»«Непостижимое постигается посредством его непостижения».Николай Кузанский Непостижимое есть не только то, что было, есть и будет, оно есть Свобода воли делает эмпирически реальным метафизически невозможное – ограниченность силы всемогущего (Божественный Однако, возможное «совершенствование» мира в наше время подменяется стремлением к метафизически невозможному Внешняя сфера социальности («общественности»)  основывается на «соборности» – первичной  солидарной Вопросы?
Слайды презентации

Слайд 2 Русский интуитивизм
Н. О. Лосский (1870-1965)
С. Л. Франк (1877‑1950)

Русский интуитивизмН. О. Лосский (1870-1965)     С. Л. Франк (1877‑1950)

Слайд 3 Русский интуитивизм
Н. О. Лосский: органический идеал-реализм
Гносеология (интуитивизм)

Русский интуитивизм Н. О. Лосский: органический идеал-реализмГносеология (интуитивизм) Интенциональность сознанияГносеологическая координация


Интенциональность сознания
Гносеологическая координация
Три вида интуиции
Онтология (иерархический персонализм)


Иерархия субстанциальных деятелей
Мир как органическое целое
С. Л. Франк
Гносеология (интуитивизм)
Металогическое единство
«Живое знание»
Онтология
«Непостижимое»
Критика детерминизма
Этика: Вековечная борьба добра и зла
Социальная философия
«Ересь утопизма»
Соборность как основа социальности

Слайд 4 Н. О. Лосский (1870-1965) Органический идеал-реализм
Обоснование интуитивизма (1906)
Мир как органическое

Н. О. Лосский (1870-1965) Органический идеал-реализм Обоснование интуитивизма (1906)Мир как органическое целое (1917)Чувственная,

целое (1917)
Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938)
Бог и мировое

зло: Основы теодицеи (1941)
Условия абсолютного добра: Основы этики (1949)
История русской философии (1951)

Основные сочинения


Слайд 5 Сознание подобно не «психическому вместилищу», в которое предмет должен

Сознание подобно не «психическому вместилищу», в которое предмет должен «попасть», чтобы

«попасть», чтобы стать «осознанным», а скорее средоточию лучей, направленных на участки

бытия и их освещающих.

В этой направленности на предмет (интенциональности) и заключается сущность познавательного акта.

В познавательном акте, таким образом, наличествует сам предмет (в своей подлинности), а не его «копия», «отражение», «субъективное преломление» и т.п.

Субъект имеет не опосредованное, а непосредственное (интуитивное) знание предмета.

Гносеология (интуитивизм) Интенциональность сознания


Слайд 6 То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое

То отношение субъекта ко всем другим сущностям в мире, которое делает

делает интуицию возможной, есть гносеологическая координация.
Именно гносеологическая координация, а не гносеологическая

субординация субъекта – предмету или предмета – субъекту составляет основной закон познания.

При этом сама гносеологическая координация есть лишь частный (гносеологический) аспект имманентности друг другу всех индивидуальных субстанций («субстанциальных деятелей»).

Универсальность взаимодействия «единосущных» субстанциальных деятелей, образующих мир как органическое целое, составляет онтологическую основу интуитивизма.

Гносеология (интуитивизм) Гносеологическая координация


Слайд 7 Гносеология (интуитивизм) Три вида интуиции
Чувственная интуиция постигает материальные качества вещей.
Интеллектуальная

Гносеология (интуитивизм) Три вида интуицииЧувственная интуиция постигает материальные качества вещей.Интеллектуальная интуиция

интуиция постигает мир идей.
Мистическая интуиция постигает Абсолютное.
Интуитивный характер познавательного акта в более чистом

виде обнаруживается в случаях, когда предметом является идеальное бытие: мир идей, чужое «я», в предельных случаях – Абсолютное.

Слайд 8 Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей
Всеблагий, всемогущий и вездесущий Бог сотворил

Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелейВсеблагий, всемогущий и вездесущий Бог сотворил

мир как систему сущностей, величайшее значение которой в том, что она

состоит из сущностей, способных творить с Его всемилостивейшей помощью высочайшее благо – божественную полноту жизни. Только личности способны к этому; поэтому Бог творит только личности.

Слайд 9 Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей
Каждый субстанциальный деятель может развиваться

Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелейКаждый субстанциальный деятель может развиваться и

и подниматься на всё более высокие ступени бытия, отчасти творчески вырабатывая, отчасти

подражательно усваивая всё более сложные типы жизни.

Слайд 10 Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелей
Так человеческое “я” есть

Онтология (иерархический персонализм) Иерархия субстанциальных деятелейТак человеческое “я” есть деятель, который,

деятель, который, может быть, биллионы лет назад вёл жизнь

протона,
потом, объединив вокруг себя несколько электронов, усвоил тип жизни кислорода,
затем, усложнив ещё более своё тело, поднялся до типа жизни, например, кристалла воды,
далее перешёл к жизни одноклеточного животного
и – после ряда перевоплощений, или, лучше [сказать], выражаясь термином Лейбница, после ряда метаморфоз – стал человеческим “я”.

Слайд 11 Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое
… созерцание других

Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое… созерцание других сущностей такими,

сущностей такими, какими они являются сами по себе, возможно потому, что мир

есть некое органическое целое, а познающий субъект, индивидуальное человеческое я – некое сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.

Слайд 12 Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целое
Не зависящая от

Онтология (иерархический персонализм) Мир как органическое целоеНе зависящая от времени и

времени и пространства координация есть не что иное, как связь сверхвременных и сверхпространственных

деятелей друг с другом, благодаря которой всё, что переживает один деятель как своё прояснение, существует не только для него, но и для других деятелей всего мира.

Слайд 13 С. Л. Франк (1877‑1950)
Предмет знания: Об основах и пределах отвлечённого

С. Л. Франк (1877‑1950)Предмет знания: Об основах и пределах отвлечённого знания (1915)Душа человека:

знания (1915)
Душа человека: Опыт введения в философскую психологию (1918)
Смысл

жизни (1926)
Духовные основы общества: Введение в социальную философию (1930)
Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии (1939)

Основные сочинения


Слайд 14 Всякое определённое А можно мыслить лишь в его соотнесённости с

Всякое определённое А можно мыслить лишь в его соотнесённости с каким-то

каким-то не-А.
Но сама соотнесённость А и не-А предполагает, что оба

они являются членами некоего объемлющего единства, которое должно мыслиться сверхопределённым, «трансцендентным».

Это искомое единство не вмещается в рамки логической системы именно потому, что оно само есть условие возможности системы.

Как таковое оно «мета-логично», точнее – оно есть «металогическое единство» или «Всеединство».

Гносеология (интуитивизм) «Металогическое единство»


Слайд 15 Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться

Субъект и предмет знания существуют и должны мыслиться на фоне объемлющего

на фоне объемлющего их «металогического единства».
Сознание не противостоит

бытию, но включено в бытие (сознанию противостоит лишь «предметный мир» – область «объективируемого», но подлинное бытие не знает раздвоения на субъект и предмет).

Следует отличать эмпирическое «предметное» знание действительности и идеальное «абстрактное» знание логических связей между элементами действительности от «живого знания».

Идеальное знание приводит в систему данные опыта, но это единство рационально и статично и есть лишь «бледный намёк» на металогическое всеединство, открывающееся в «живом знании».

Гносеология (интуитивизм) «Живое знание»


Слайд 16 Познаваемый мир со всех сторон окружён для нас тёмной

Познаваемый мир со всех сторон окружён для нас тёмной бездной непостижимого.

бездной непостижимого.
Следует отличать «непостижимое для нас» (кантовская «вещь в

себе») от «Непостижимого в его самобытии».

Считать эту исконную таинственность бытия следствием нашей ограниченной способности восприятия – значит упростить проблему, низвести тайну на уровень неразрешимой шарады.

Тогда, под предлогом «непостижимости» абсолютного бытия, рассудок выхолостит всё глубинное из предметного мира и вгонит его в прокрустово ложе своих категорий.

Онтология «Непостижимое»


Слайд 17 Онтология «Непостижимое»
«Непостижимое постигается посредством его непостижения».
Николай Кузанский

Онтология «Непостижимое»«Непостижимое постигается посредством его непостижения».Николай Кузанский

Слайд 18 Непостижимое есть не только то, что было, есть и

Непостижимое есть не только то, что было, есть и будет, оно

будет, оно есть скорее источник бытия; оно больше, чем бытие: оно

есть потенциальность, или свобода.

Свобода есть наиболее явное проявление Непостижимого в мире самосознания.

Детерминизм означает «определённость одной определённости другой определённостью»,

но если глубина личности есть внутреннее обнаружение Непостижимого, то мы получаем «определённость определённости неопределённостью», т.е. свободу воли.

Онтология Критика детерминизма


Слайд 19 Свобода воли делает эмпирически реальным метафизически невозможное – ограниченность силы

Свобода воли делает эмпирически реальным метафизически невозможное – ограниченность силы всемогущего

всемогущего (Божественный Свет не смог просветить душу Иуды).
Зло нельзя объяснить;

его и не нужно объяснять: «объяснить зло» значило бы «оправдать зло», но допустимо только такое толкование зла, которое является его обличением, а не оправданием.

Поэтому нет никаких гарантий для торжества начал добра и разума: борьба между добром и злом вековечна, более того – имеет смысл совершенно независимо от веры в конечную победу над злом.

Спасение мира возможно лишь силой божественной благодати, но это отнюдь не снимает обязанности совершенствования мира – создания в нём таких условий, при которых зло свелось бы к минимуму.

Этика Вековечная борьба добра и зла


Слайд 20 Однако, возможное «совершенствование» мира в наше время подменяется стремлением к

Однако, возможное «совершенствование» мира в наше время подменяется стремлением к метафизически

метафизически невозможному силами человеческими «спасению» мира.
Так возникает «ересь утопизма» – стремление

«спасти мир» установлением некоего идеального, принудительно осуществляемого порядка.

Но спасти мир принуждением невозможно, и так как попытки построить идеальный мир наталкиваются на сопротивление человеческой природы, приходится прибегать к жестоким мерам.

В результате вместо положительного построения нового мира на практике лишь разрушается старый мир.

Социальная философия «Ересь утопизма»


Слайд 21 Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» –

Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичной солидарной слитности

первичной солидарной слитности индивидуальных “я” во всеобъемлющем “мы”.
“Мы”

не есть просто множественное число от “я” (в своём основном и первичном смысле “я” вообще не может иметь множественного числа) – “мы” есть единство “я” и “ты” (“вы”).

“Мы” есть, следовательно, некая первичная категория социального бытия (столь же первичная как и “я”), в которой преодолевается вечная противопоставленность “я” и “ты”.

Соборное “мы” есть непосредственное отражение Всеединства в социальной жизни.

Социальная философия Соборность как основа социальности


  • Имя файла: russkiy-intuitivizm.pptx
  • Количество просмотров: 201
  • Количество скачиваний: 0