Слайд 3
Гео́рг Вильге́льм Фри́дрих Ге́гель
Окончил теологическое отделение Тюбингенского
университета,однако от духовной карьеры отказался. Тем не менее проблемы
религии в течение сравнительно долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире.
Слайд 4
Гегель в качестве такого начала полагает бытие (все
существует только в данном месте и в данный момент
времени, здесь и теперь). Следующим основополагающим понятием является ничто. Синтез - определенное бытие. Т.е. сама логика выступает в виде трех понятий:
1. бытие
2. сущность
3. понятие
Слайд 5
Само бытие делится соответственно еще на три категории
КОЛИЧЕТСВО
- внешняя определенность (т.е. изменение количества не всегда приводит
к изменению в качестве (до определенного предела))
КАЧЕСТВО-внутренняя определенность объекта
МЕРА - единство качества с определенным присущим ему количеством. Эта последовательность показывает реальное движение научного анализа.
Слайд 6
Абсолютная идея погружается в глубь бытия => это
выражается в категории сущности : бытие расщепляется на
1. сущность и явление
2. тождество различия
и противоположности
3. тождество необходимости и случайности
Слайд 7
Стремится к синтезу: Категория понятия : в ее рамках можно
рассмотреть
1. понятие
2. идея
3. истина
Слайд 8
Основной закон формальной логики:
1) закон противоречия (недопустимости противоречия).
Он запрещает об одном и том же предмете в
одно и то же время рассматривать в одном и том же соотношении два противоположных суждения.
2) Закон тождества: А есть А - фиксирует жесткие отношения
У Гегеля А есть и не А. Объекты внутренне противоречивы, а формальная логика не может это оценить. Гегель критикует формальную логику. Он видит свою задачу в построении собственной логики, которая направлена на постижение мира как противоречиво развивающегося.
Слайд 9
Гегель — создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Все действительное,
по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (такая
концепция называется еще и панлогизмом).
Философская система Гегеля состоит из 3 частей:
1. логики;
2. философии природы;
3. философии духа.
Слайд 10
Логику Гегель
подразделяет на учение о бытии, сущности,
понятии. Начало всего — чистое ничто, т. к. оно есть в то
же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишенное каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие, и ничто сняты, т. е. они одновременно и упразднены, и сохранены.
Слайд 11
По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении)
должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной
идеи (мирового Духа, Бога).
Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.
Философия духа — это и есть философия культуры.
Гегель различает три ступени в развитии духа:
- субъективный дух — индивидуальное сознание;
- объективный дух — воплощение («объективизацию») духа в мировой истории и гражданском обществе;
-абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).
Слайд 12
Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а
человеческое познание обладает объективным содержанием. Гегель учил, что явления
столь же объективны, как и сущность, сущность является, т. е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Слайд 13
Гегель приходит к выводу, что человеческое мышление
есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека
существующего мышления — абсолютной идеи, т. е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.