Слайд 2
1. Становление средневековой теологической философии.
2. Патристика. Философия Августина
Блаженного.
3. Схоластическая философия. Полемика номинализма и реализма.
4. Философия Фомы
Аквинского.
Слайд 3
Средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление, распространенное
в Европе в V – XVI вв., которое признавало
Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творение.
Слайд 4
Периоды развития средневековой философии
Апологетика и патристика (I-VIII в.)
– период защиты и систематизации христианского учения
Схоластика (VIII-XV
вв.) – период систематической разработки христианской философии
Ранняя схоластика (до XII в.)
Период расцвета схоластики (XIII в.)
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)
Слайд 5
Основные черты средневековой теологической философии:
теоцентризм (главной причиной
всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся
Бог);
господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о божественном творении (всего Богом) и о божественном откровении (Бога о Самом Себе – в Библии);
сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
Слайд 6
человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога,
стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);
выдвигалась идея о
воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества.
Слайд 7
В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа:
1.
Догмат о божественном творении:
Бог сотворил окружающий мир из ничего,
творение мира есть результат акта Божественной воли, мир сотворен благодаря всемогуществу Бога – креационизм;
единственным творческим началом во Вселенной и подлинным бытием является Бог;
сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу;
Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;
нет четкой границы между Богом и его творением.
Слайд 8
В средневековой философии проблема добра и зла решается
исходя из идеи творения:
Бог является носителем и сосредоточением добра
и справедливости;
следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
зло в мир приносит дьявол (сатана) – падший ангел, восставший против Бога;
поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир – творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Слайд 9
2. Догмат о божественном откровении:
мир можно познать, только
познав Бога;
Бог недоступен для познания;
несмотря на то, что
Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;
единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;
Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере.
Слайд 10
В средневековой философии
предпочтение отдавалось религиозной вере, а
не знанию, религии, а не науке.
Первыми формами выражения
философской мысли явились:
1. апологетика – защитница христианства, направлена была против язычества и враждебных христианству религий;
2. патристика – учение «отцов церкви», священнослужителей, отстаивающих чистоту христианской веры.
Слайд 11
Главная проблема периода апологетики и патристики – взаимоотношения
зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с античной
философией.
Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение.
Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии.
Функции апологетики и патристики – защита и систематизация
христианского учения
Слайд 12
Нисса
Афины
Рим
Александрия
Иерусалим
Карфаген
Гиппон
Кесария
Константинополь
Дамаск
Тагаст
Павия
Слайд 13
Представители патристики
Августин. Против академиков.
Августин. О порядке.
Августин. Исповедь.
Августин. О
граде Божием.
Боэций. Комментарии к Порфирию.
Боэций. Утешение философией.
Псевдо-Дионисий.
Об именах
Божиих
Таинственное богословие
О небесной иерархии
О церковной иерархии
Иоанн Дамаскин. Источник знания:
Диалектика
Точное изложение православной веры
Основные сочинения
Аврелий Августин
Иоанн Дамаскин
Северин Боэций
Псевдо-Дионисий
Слайд 14
Августин Аврелий (IV-Vвв.)
Христианский философ, пропагандировал философствование в вере.
Вера стимулирует понимание. Без мысли нет веры. «Вера ищет,
разум находит». Истину следует искать внутри души.
В «Исповеди» он обращается к своему «Я», обнажая все струны души, показывая, как он отрекся от совей воли во имя Бога. В Душе Бог, углубляясь в Душу мы находим Бога, ибо в душе есть истина.
Слайд 15
Августин Блаженный
(354-430)
Основные труды:
«Исповедь»
- автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до
утверждения в ортодоксальном христианстве;
«О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу;
«О прекрасном и пригодном»;
«Против академиков»
Слайд 16
Основные положения философии
Августина Блаженного
Заложил основы догматов католической
Церкви.
Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают
вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок.
Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением.
Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.
Слайд 17
Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно,
но все, что он делает, делает через него Бог,
который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки.
Выделяет два источника знания: опыт и веру.
Утверждает, что вера и знание взаимно дополняют друг друга:
«Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».
Слайд 18
Истина образована из идей – мыслей Бога. Бог
как Бытие творит, как Истина Он всё освещает, как
любовь Он всё притягивает
и умиротворяет.
Доказательства бытия Бога:
В мире есть совершенное, значит есть его создатель.
Если исключить небольшое число извращенных людей, весь род человеческий признает существование Творца.
Есть разные ступени Блага, за которыми стоит высшее Благо – Бог.
Признавал, что Бог един в трех лицах,
все они равны.
Слайд 19
Тертуллиан Карфагенский,
христианский богослов и мыслитель
(160-220)
Выдвинул тезис о
несоединимости философии и христианской веры.
Утверждал веру как высшую истину.
Подчеркивал
пропасть между верой и знанием.
Сформулировал парадоксальный тезис «Верую, ибо абсурдно».
Слайд 20
Вершиной средневековой философии выступает схоластика (от греч. σχολαστικός,
«учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов
и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Основные проблемы периода схоластики:
Вера и знание
Доказательство бытия Бога
Общее и единичное (проблема универсалий)
Слайд 21
Схоластика (XI-XII вв.) – господствующий тип средневековой теологической
философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности,
замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Это христианская философия, полностью зависящая от религии и подчиненная мысли и авторитету догмата.
Слайд 22
Представитель средневековой философии периода схоластики:
Фома Аквинский – философ
и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, Doctor Angelicus,
Doctor Universalis, «princeps philosophorum» («князь философов»), основатель томизма, член ордена доминиканцев;
с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение
(в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Слайд 23
Фома Аквинский является автором томизма – одного из
господствующих направлений католической Церкви, учения о гармонии разума и
веры.
Разум рассматривает как высшую среди человеческих способностей.
Основные произведения Фомы Аквинского – «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии.
Слайд 24
Основные положения философии Фомы Аквинского
Цель человеческой жизни –
достижение счастья, возможное только через познание Бога.
Мир устроен по
принципу иерархии, где Бог – совершенная реальность.
Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога.
Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении.
Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти
Слайд 25
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к выводу:
вера и знание – различные понятия; разумом можно познать
факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение.
Слайд 26
Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность
естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается
в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, – в сверхъестественном откровении
Слайд 27
Пять собственных доказательств существования Бога:
1. все, что
движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный
двигатель всего – Бог;
2. все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
3. случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
4. все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство –Бог;
5. все в окружающем мире имеет какую-либо цель, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, – Бог.
Слайд 28
Ф.Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но
и всего сущего. В частности, разделяет сущность (эссенцию) и
существование (экзистенцию).
Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).
Эссенция (сущность) характеризует вещь:
Что такое вещь?
Какая вещь?
Для чего она существует?
Слайд 29
Средневековая философия отрывает сущность вещи (эссенцию) от ее
существования (экзистенции).
Аргумент: сущность воплощается в существовании конкретной вещи
только в результате акта ее творения. Сущность вещи – это ее идея, ее замысел в сознании Бога.
Следовательно, сущности могут быть бестелесными, невоплощенными в вещах и поэтому не зависят от существования последних.
Слайд 30
В вопросах гносеологии средневековая философия
1. Утверждает познаваемость
мира через познание Бога.
2.Выделяет два вида знания:
сверхъестественное, даваемое
в Божественном откровении и зафиксированное в священных текстах;
естественное, доступное для человеческого разума через толкование священных текстов.
Слайд 31
Теологическая философия также рассматривает вопрос об отношении общего
к единичному: существуют ли общие понятия (универсалии) в реальности
или же они являются только именами вещей?
Решения:
Реализм – утверждает, что подлинным бытием являются не сами вещи, а их общее понятие, существующее независимо от вещи как идея Божественного разума.
Представители: Ансельм Кентерберийский, Гийом из Шампо, Иоганн Скот (Эриугена), Фома Аквинский (умеренный реализм)
Номинализм – утверждает, что общие понятия не существуют реально, а являются лишь именами вещей, которые человеческий рассудок присваивает группам предметов. Реально же существуют только конкретные вещи, данные в чувственном опыте.
Представители: Уильям Оккам, Росцелин из Компьени
Слайд 32
Два направления в теологической философии
Реализм – направление
теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е.
подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи). Познание возможно лишь с помощью разума.
Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» – определяемые материальные вещи). Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
Слайд 33
Проблема универсалий
Универсалии
(лат. universalis, общий) –
слова (термины), обозначающие
всё то,
что может сказываться
о единичных вещах
(их свойства, отношения).
Универсалии
следует также
отличать от
того,
что является
общим «по частям»
или «по очереди».
Универсалии – это общие понятия, но
следует помнить, что слово «общее»
употребляется в разных смыслах.
Универсалии
не следует путать
с собирательными понятиями, такими
как «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,
«человечество».
Универсалия «лошадь»
относится не к табуну,
а к роду животных.
Не относится она
и к лошади, находящейся
в совместном пользовании.
Слайд 34
Антисфен
Платон
– Человека и лошадь я вижу, а человечности
и
лошадности не вижу.
– Это потому что ты
смотришь телесным,
а
не духовным оком.
Слайд 35
Универсалии
образуют высший
уровень бытия.
Универсалии
находятся
в самих вещах.
Человеческий ум образует
универсальные понятия,
абстрагируя
общие признаки
единичных вещей.
Единичные вещи обладают
общими свойствами,
потому что следуют
универсальным прообразам.
Платон
Аристотель
Слайд 36
Проблема универсалий
Реализм и номинализм
Номинализм
(лат. nomen,
имя) –
философское учение,
утверждающее, что
реальны
лишь
единичные вещи,
а универсалии
сами по себе
(вне мышления
и речи)
не существуют.
Universalia sunt
nomina.
Универсалии –
это имена (слова).
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
Логические трудности
возникают при попытке
мыслить универсалии
как существующие
отдельно
от единичных вещей
и в то же время
«присутствующие»
в единичных вещах,
причём
присутствующие
1) во всех и каждой,
2) неделимо,
3) одновременно
и 4) составляя
их сущность
(субстанцию).
Слайд 37
Универсалии существуют трояко:
1. до вещей (ante rem) –
как их прообразы в Божественном уме;
2. в вещах (in
rem) – как их общие свойства;
3. после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.
Universalia sunt concepta.
Универсалии – это понятия.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский