Слайд 2
Названия
Первоначально именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 – Императорский
фарфоровый завод, с 1917 – Государственный фарфоровый завод (ГФЗ
— аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской Академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименонование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.
Слайд 3
История
В XVIII веке в России отмечался высокий интерес
к фарфору.
1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы
Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Санкт-Петербурге производства фарфора. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.
1)Барон Н.Корф
2)Барон И.Черкасов.
Слайд 4
Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но
не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с
нуля. За всё время пребывания в России (1744—1748) он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за границей или доверить производство Дмитрию Виноградову, русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к Гунгеру для обучения. Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора.
Слайд 5
С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных
изделий из своих опытных масс, как можно судить о
том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства.
Слайд 6
Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин
различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и
инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы.
Слайд 7
В результате “прилежного труда” (так он сам оценил
свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо
от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место. Изначально имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался в 10 верстах от Петербурга. В настоящее время находится в черте города (пр. Обуховской обороны, 151
Слайд 8
В конце XIX века император Александр III распорядился,
чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в
двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода. Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.
Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз — осенью 1917 г. ее вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.), второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).
Слайд 9
В 1920-х на заводе творили известные художники-супрематисты —
К. Малевич, Чашник, Н. Суетин.
В течение более чем 60
лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод — собственность московской семьи Цветковых. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».
1) К. Малевич
2) Н. Суетин