Слайд 2
Основные понятия
Переменные для хранения адресов областей памяти называются
указателями.
В указателе можно хранить адрес данных или программного
кода.
Адрес занимает четыре байта и хранится в виде двух слов, одно из которых определяет сегмент, второе — смещение.
Сегмент стека
Сегмент данных
Сегмент кода
Динамическая память
Слайд 3
Виды указателей
стандартные:
var p : pointer;
определяемые программистом:
type pword =
^word;
var pw : pword;
или:
var pw : ^word;
Слайд 4
Операции с указателями
присваивание;
p1 := p2;
проверка на равенство
и неравенство:
if p1 = p2 then …
Правила
присваивания указателей
Любому указателю можно присвоить стандартную константу nil, которая означает, что указатель не ссылается на какую-либо конкретную ячейку памяти: p1 := nil;
Указатели стандартного типа pointer совместимы с указателями любого типа.
Указателю на конкретный тип данных можно присвоить только значение указателя того же или стандартного типа.
Слайд 5
Операция разадресации
применяется для обращения к значению переменной,
адрес которой хранится в указателе:
var p1: ^word;
// НЕ разадресация
…
p1^ := 2; inc(p1^); writeln(p1^); // ОНА!
С величинами, адрес которых хранится в указателе, можно выполнять любые действия, допустимые для значений этого типа.
Слайд 6
Операция @ и функция addr
позволяют получить адрес
переменной:
var w : word;
pw :
^word;
...
pw := @w;
{ или pw := addr(w); }
pw^ := 2;
Слайд 7
Стандартные функции
для работы с указателями:
seg(x) : word —
возвращает адрес сегмента для х;
ofs(x) : word — возвращает смещение
для х;
cseg : word — возвращает значение регистра сегмента кода CS;
dseg : word — возвращает значение регистра сегмента данных DS;
ptr(seg, ofs : word) : pointer — по заданному сегменту и смещению формирует адрес типа pointer.
Слайд 8
Динамические переменные
создаются в хипе во время выполнения
программы с помощью подпрограмм new или getmem:
Процедура new( var p : тип_указателя
)
Функция new( тип_указателя ) : pointer
Процедура и функция new обычно применяются для типизированных указателей.
Процедура getmem( var p : pointer; size : word )
Эту процедуру можно применять и для указателей типа pointer.
Слайд 9
Пример работы с динамическими переменными
type rec =
record
d : word;
s : string;
end;
pword = ^word;
var p1, p2 : pword;
p3 : ^rec;
...
new(p1);
p2 := new(pword);
new(p3);
Слайд 10
p1^ := 3; p2^ := 2;
p3^.d := p1^;
p3^.s := 'Вася';
Динамические переменные можно
использовать в операциях, допустимых для величин соответствующего типа:
inc(p1^);
p2^ := p1^ + p3^.d;
with p3^ do writeln (d, s);
Слайд 11
Мусор
При присваивании указателю другого значения старое значение теряется.
Это приводит к появлению так называемого мусора (обозначен овалом),
когда доступа к участку динамической памяти нет, а сам он помечен как занятый.
p1
p2
2
4
p2^
new(p1);…
new(p2); …
p1 := p2;
Слайд 12
Освобождение памяти
Процедура Dispose(var p : pointer)
освобождает участок памяти, выделенный
New.
Процедура Freemem(var p : pointer; size : word)
освобождает участок памяти размером size, начиная с
адреса p.
Если память выделялась с помощью New, следует применять Dispose, в противном случае — Freemem.
Значение указателя после вызова этих процедур становится неопределенным.
Слайд 13
Освобождение памяти из-под группы переменных
Если требуется освободить память
из-под нескольких переменных одновременно, можно применять процедуры Mark и
Release.
Процедура Mark(var p : pointer) записывает в указатель p адрес начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова.
Процедура Release(var p : pointer) освобождает участок динамической памяти, начиная с адреса, записанного в указатель p процедурой Мark.
Слайд 14
Вспомогательные функции
Функция Maxavail : longint возвращает длину в байтах
самого длинного свободного участка динамической памяти.
Функция Memavail : longint возвращает полный
объем свободной динамической памяти в байтах.
Вспомогательная функция Sizeof(x) : word возвращает объем в байтах, занимаемый x, причем x может быть либо именем переменной любого типа, либо именем типа
Слайд 15
Лекция
Динамические структуры данных
Слайд 16
Виды динамических структур
В программах чаще всего используются:
линейные списки
стеки
Элемент динамической структуры состоит из двух частей:
информационной;
указателей:
type
pnode
= ^node;
node = record
d : word; { | информационная | }
s : string; { | часть | }
p : pnode; { указатель на следующий элемент }
end;
очереди
бинарные деревья
Слайд 17
Стек
Реализует принцип обслуживания LIFO
(Last In – First
Out).
Для работы со стеком используются две статические переменные:
- указатель на вершину стека;
- вспомогательный указатель:
var top, p : pnode;
Создание первого элемента стека:
new(top);
top^.d := 100;
top^.s := ‘Вася';
top^.p := nil;
Слайд 18
Добавление элемента в стек
1. Выделение памяти
new(p);
2. Занесение
данных
p^.d := 10;
p^.s := 'Петя';
3. Связь с предыдущим
p^.p
:= top;
4. Обновление
указателя на вершину
top := p;
Слайд 19
Выборка из стека
Выборка данных
with top^ do writeln (d,
s);
4. Освободить память
dispose(p);
2. Запомнить ук-ль
p := top;
3. Обновить
ук.
на вершину
top := top^.p;
Слайд 20
Пример работы со стеком
Программа формирует стек из пяти
целых чисел и их текстового представления и выводит его
на экран.
program stack;
const n = 5;
type pnode = ^node;
node = record d : word;
s : string;
p : pnode;
end;
var top : pnode;
i : word;
s : string;
const text : array [1 .. n] of string = ('one', 'two', 'three', 'four', 'five');
Слайд 21
{ -------------------------------- занесение в стек ----- }
function push(top
: pnode; d : word; const s : string)
: pnode;
var p : pnode;
begin
new(p);
p^.d := d; p^.s := s; p^.p := top;
push := p;
end;
{ -------------------------------- выборка из стека ----- }
function pop(top : pnode; var d : word; var s : string) : pnode;
var p : pnode;
begin
d := top^.d; s := top^.s;
pop := top^.p;
dispose(top);
end;
Слайд 22
{ ------------------------------- главная программа ----- }
begin
top := nil;
{
занесение в стек: }
for i := 1 to n
do top := push(top, i, text[i]);
{ выборка из стека: }
while top <> nil do begin
top := pop(top, i, s); writeln(i:2, s);
end;
end.
Слайд 23
Очередь
Реализует принцип обслуживания FIFO
Начальное формирование очереди:
new(beg);
beg^.d
:= 100; beg^.s := 'Вася';
beg^.p := nil;
fin :=
beg;
Добавление элемента в конец:
new(p);
p^.d := 10; p^.s := 'Петя';
p^.p := nil;
fin^.p := p; fin := p;
Слайд 24
Выборка элемента из начала
with beg^ do writeln (d,
s);
p := beg;
beg := beg^.p;
dispose(p);
beg
fin
beg
p
Слайд 25
Линейные списки
односвязные
двусвязные
кольцевые
Каждый элемент списка содержит ключ, идентифицирующий
этот элемент.
Операции со списком:
начальное формирование списка (создание первого
элемента);
добавление элемента в конец списка;
чтение элемента с заданным ключом;
вставка элемента в заданное место списка (до или после элемента с заданным ключом);
удаление элемента с заданным ключом;
упорядочивание списка по ключу.
Слайд 26
Пример работы со списком
Программа, формирующая односвязный список из
пяти элементов, содержащих число и его текстовое представление. Выполняет
вставку и удаление заданного элемента. В качестве ключа используется число.
program linked_list;
const n = 5;
type pnode = ^node;
node = record { элемент списка }
d : word;
s : string;
p : pnode;
end;
Слайд 27
var beg : pnode; { указатель на начало
списка }
i, key : word;
s : string;
option : word;
const text: array [1 ..
n] of string =
('one', 'two', 'three', 'four', 'five');
Слайд 28
{ добавление элемента в конец списка }
procedure add(var
beg : pnode; d : word; const s :
string);
var p : pnode; { указатель на создаваемый элемент }
t : pnode; { указатель для просмотра списка }
begin
new(p); { создание элемента }
p^.d := d; p^.s := s; { заполнение элемента }
p^.p := nil;
if beg = nil then beg := p { список был пуст }
else begin { список не пуст }
t := beg;
while t^.p <> nil do { проход по списку до конца }
t := t^.p;
t^.p := p; { привязка нового элемента к последнему }
end
end;
Слайд 29
{ -------------------- поиск элемента по ключу ----- }
function
find(beg : pnode; key : word; var p, pp
: pnode) : boolean;
begin
p := beg;
while p <> nil do begin { 1 }
if p^.d = key then begin { 2 }
find := true; exit end;
pp := p; { 3 }
p := p^.p; { 4 }
end;
find := false;
end;
Слайд 30
{ ----------------------------- вставка элемента ----- }
procedure insert(beg :
pnode; key, d : word; const s : string);
var
p : pnode; { указатель на создаваемый элемент }
pkey : pnode; { указатель на искомый элемент }
pp : pnode; { указатель на предыдущий элемент }
begin
if not find(beg, key, pkey, pp) then begin
writeln(' вставка не выполнена');
exit;
end;
new(p); {1}
p^.d := d; p^.s := s; {2}
p^.p := pkey^.p; {3}
pkey^.p := p; {4}
end;
Слайд 31
{ --------------------------- удаление элемента ----- }
procedure del(var beg
: pnode; key : word);
var p : pnode;
{ указатель на удаляемый элемент }
pp : pnode; { указатель на предыдущий элемент }
begin
if not find(beg, key, p, pp) then begin
writeln(' удаление не выполнено'); exit; end;
if p = beg then
beg := beg^.p { удаление первого элемента }
else pp^.p := p^.p;
dispose(p);
end;
Слайд 32
{ ------------------------------------ вывод списка ----- }
procedure print(beg :
pnode);
var p : pnode; { указатель для просмотра списка
}
begin
p := beg;
while p <> nil do begin { цикл по списку }
writeln(p^.d:3, p^.s); { вывод элемента }
p := p^.p { переход к следующему элементу списка }
end;
end;
Слайд 33
{ ------------------------- главная программа ----- }
begin
for i := 1 to 5 do add(beg, i,
text[i]);
while true do begin
writeln('1 - вставка, 2 - удаление,
3 - вывод, 4 - выход');
readln(option);
case option of
1: begin { вставка }
writeln('Ключ для вставки?');
readln(key);
writeln('Вставляемый элемент?');
readln(i); readln(s);
insert(beg, key, i, s);
end;
Слайд 34
2: begin { удаление }
writeln('Ключ для удаления?');
readln(key);
del(beg, key);
end;
3: begin {
вывод }
writeln('Вывод списка:');
print(beg);
end;
4: exit; { выход }
end
writeln;
end
end.
Слайд 35
Бинарное дерево
Бинарное дерево — динамическая структура данных, состоящая из
узлов, каждый из которых содержит кроме данных не более
двух ссылок на различные бинарные деревья.
На каждый узел имеется ровно одна ссылка.
Начальный узел называется корнем дерева.
Слайд 36
Операции
Для бинарных деревьев определены операции:
включения узла в дерево;
поиска
по дереву;
обхода дерева;
удаления узла.
Элемент дерева:
type pnode = ^node;
node = record
data : word; { ключ }
left : pnode; { указатель на левое поддерево }
right : pnode { указатель на правое поддерево }
end;
Слайд 37
Поиск по дереву
function find(root : pnode; key
: word; var p,
parent : pnode) : boolean;
begin
p := root; { поиск начинается от корня }
while p <> nil do begin
if key = p^.data then { такой узел есть }
begin find := true; exit end;
parent := p; { запомнить ук-ль перед спуском }
if key < p^.data
then p := p^.left { спуститься влево }
else p := p^.right; { спуститься вправо }
end;
find := false;
end;
Слайд 38
Включение в дерево
procedure insert(var root : pnode; key
: word);
var p, parent : pnode;
begin
if find(root, key, p,
parent) then begin
writeln(' такой элемент уже есть'); exit; end;
new(p); { создание нового элемента }
p^.data := key;
p^.left := nil;
p^.right := nil;
if root = nil then root := p { первый элемент }
else { присоед-е нового элемента к дереву}
if key < parent^.data
then parent^.left := p
else parent^.right := p;
end;
Слайд 39
Обход дерева
procedure print_tree( дерево );
begin
print_tree( левое_поддерево )
посещение корня
print_tree(
правое_поддерево )
end;
Слайд 40
Удаление из дерева
Найти узел, который будет поставлен на
место удаляемого.
Реорганизовать дерево так, чтобы не нарушились его свойства.
Присоединить
новый узел к узлу-предку удаляемого узла.
Освободить память из-под удаляемого узла.
Слайд 41
Удаление узла, не имеющего потомков
Удаление узла с
одним потомком
Слайд 42
Удаление узла с двумя потомками