Слайд 10
Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа»)
Изображение неодушевлённых предметов в изобразительном
искусстве. В качестве самостоятельного жанра живописи, натюрморт окончательно оформляется
в творчестве голландских и фламандских художников XVII в.
Слайд 11
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов,
живущих своей тихой, застывшей жизнью. Такие натюрморты получили название
«завтраки». Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.
Слайд 12
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в
нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из
самых первых выделился цветочный натюрморт. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения — а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Слайд 13
В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился
в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было
связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Слайд 14
Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи,
впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить
возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. И с этого времени натюрморт окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
Слайд 15
Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников.
В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, Р. Фальк,
К. Петров-Водкин, М. Сарьян, Ю. Пименов и другие создали великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мыслей и чувств.