Слайд 2
План:
1. Казахская музыкальная культура. Казахская народная музыкальная классика. Профессионализм
устной традиции.
2. Жанры народной музыкальной классики.
3. Музыкально-поэтическое творчество народа. Его
жанры и носители.
4. Эпос – монументальный жанр музыкально-поэтического народного творчества. Его разновидности.
5. Айтыс как форма самобытного казахского устного музыкально-поэтического творчества. Виды и типы айтыса.
6. Выдающиеся представители устной профессиональной музыкально-поэтической традиции.
Слайд 3
1. КАЗАХСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. КАЗАХСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КЛАССИКА. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
УСТНОЙ ТРАДИЦИИ.
Специфические условия традиционного быта казахского народа, основным видом
деятельности которого было кочевое и полукочевое скотоводство, обусловили возникновение уникальной по своей самобытности национальной культуры, компонентом которой является музыкальное искусство устной традиции.
Слайд 4
2. ЖАНРЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КЛАССИКИ.
В казахской народной музыкальной
классике сформировалось
два самостоятельных вида:
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ
КУЛЬТУРА
Слайд 5
3. МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ЕГО ЖАНРЫ И НОСИТЕЛИ.
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
ПЕСЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО
ЭПОС
АЙТЫС
Слайд 6
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ЕГО ЖАНРЫ И НОСИТЕЛИ.
Богатейшая
музыкально-поэтическая культура казахского народа – одно из ярких проявлений
его высокой духовности. В условиях устного бытования, она глубоко и органично вошла в повседневную жизнь народа.
Отличительной чертой музыкально-художественной традиции казахского народа является тесное единство поэтического образа и музыкального напева.
В процессе исторического развития выработались самобытные черты национального стиля, проявляющиеся в содержании и выразительных средствах музыкально-поэтического языка. Традиционным видом музыкально-поэтического исполнительства было сольное исполнение, сопровождаемое игрой самого исполнителя на домбре или кобызе.
Слайд 7
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА.
В песенной культуре казахского
народа, сохранившейся в современном быту как богатейшее духовное наследие
прошлого, классифицируются следующие жанры:
ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ
СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ
ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
ПЕСНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Слайд 8
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ.
Обряд –
совокупность действий (установленных обычаем или ритуалами), в
которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.
Обычай – традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Жанровая структура, тематика казахских песен во многом обусловлены социальными, культурно-историческими традициями, религиозными представлениями народа. Быт казаха-кочевника регламентировался обычаями и обрядами, связанными с хозяйственным народным календарем, отражающими уклад жизни казахского аула, рода, семьи.
ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ – в казахской музыкально- поэтической культуре песни, звучащие во время проведения какого-либо обряда, тесно связанные с ним и отдельно от него не исполняющиеся.
Казахская обрядовая песенная культура с многоплановым образно-поэтическим содержанием, связанным с бытом, трудом, обрядами, сложилась в давние времена и, трансформируясь в качественно новые фольклорные явления, представляет собой одно из чрезвычайно ярких художественных проявлений казахской национальной культуры.
Слайд 9
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ОБРЯДОВО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ.
В древней
национальной культуре казахского народа сформировались следующие жанры обрядово-бытовых песен:
календарные песни;
песни-заговоры;
песни, связанные с образами животных, обрядом жертвоприношения.
Слайд 10
КАЛЕНДАРНЫЕ ПЕСНИ – наиболее древний вид казахской обрядовой
песенной культуры, имеющий «прикладной характер». Календарная обрядность, восходящая к язычеству,
выражала отношение человека к природе, окружающему миру. Календарные обряды сопровождались песнями, играми, танцами. Связанные с ними поверья возникли в глубокой древности, в 5-2 тысячелетиях до н.э. Календарные песни отмечали переломные моменты трудового календаря.
Наурыз жыры, Наурыз әндері (Песня Наурыз) – в казахской музыкальной культуре обрядово-бытовая песня, посвященная новому году по восточному календарю Главный смысл песен Наурыз – выражение причастности к происходящему событию, обряду начала трудового процесса.
Жыл өлеңі (Песня года) – опосредованное отражение годового цикла.
Жарапазан, жарамазан – в казахской музыкальной песенно- обрядовой культуре своеобразные поздравительные песни типа колядок, песни-благопожелания. Обычно исполняются молодежью во время празднования Наурыз-мейрамы.
Слайд 11
ПЕСНИ-ЗАГОВОРЫ – как жанр обрядово-бытовых песен
является очень редким. Эти песни
связаны с пастушескими обрядами врачевания животных.
К жанру песен-заговоров относятся :
песни-заговоры – бәдік, отражающие скотоводческий быт казахского народа. Назначение песен-бәдік в изгнании болезни из тела животных;
песни-күләпсан – песни, название которых связано с названием болезни, похожей на ветрянку, встречающейся обычно у детей;
арбау-байлау өлеңдері – песни-просьбы о выздоровлении заболевшего;
бақсы сарыны – заговоры шаманов-баксы.
Слайд 12
ПЕСНИ О ЖИВОТНЫХ – самобытный жанр казахской обрядово-песенной культуры,
в содержании которого отражены темы и образы животных, художественно-эстетические воззрения
древних кочевников.
К жанру песен о животных относятся :
Аңшылық өлеңдері (охотничьи песни), в которых получили отражение жизнь, быт и труд прошлых поколений, мир животных. Некоторые из этих песен возникли в подражание повадкам голосам животных и птиц и были посвящены описанию их внешнего вида.
Төрт түлік туралы өлеңдер – старинные песни о четырех видах скота, сопровождающие нелегкий труд казаха-кочевника, тесно связанные с древним шаманистским культом животных. Эти песни приобретают в ряде случаев эпический размах, зооморфная тематика этих песен напоминает орнаментальные мотивы казахского народно- прикладного искусства, выраженного, например, в изделиях скифского звериного стиля.
В песнях о животных опоэтизирован и человек. Человек и окружающая его природа и животные в этих песнях – единое целое.
Слайд 13
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ.
СЕМЕЙНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
– в казахской музыкально-поэтической культуре песни, звучащие во время
проведения какого-либо семейного обряда, тесно связанные с ним и отдельно от него не исполняющиеся.
К жанру семейно-обрядовых песен относятся :
Песни свадебного обряда
Песни похоронного обряда
Слайд 14
ПЕСНИ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА – песни, звучащие во время
свадебного обряда, занимающего важное место в казахской национальной обрядовой
культуре:
Той бастар – песни открытия торжества, в которой восхвалялись жених и невеста, их родители и родственники, высказывались пожелания большого потомства.
Жастар әні – песни молодежных вечеринок, объединяемые общим названием по их повторяющимся словам «жар-жар» (друг-супруг), но имеющих разный характер. Пели их поочередно юноши и девушки.
Қоштасу өлеңі – песни-прощания невесты, грустные размышления девушки о предстоящем расставании с родным домом, о будущей, полной неизвестности, жизни. Песни-прощания специально сочинялись невестой или ее подругами заранее, до свадьбы.
Нақыл әні – назидательные песни молодухам. Беташар (открытие лица) – наставление невесте в музыкально- поэтической форме.
Слайд 15
ПЕСНИ ПОХОРОННОГО ОБРЯДА – песни, бытующие в казахской
культуре с глубокой древности, песни, исполняемые в день похорон
и поминок по умершим.
Жоқтау – в казахской музыкальной культуре песни-плачи, песни-причитания. Слова плача сочиняют родственницы покойного (вдова, дочери). В жоқтау перечисляют заслуги умершего, его достоинства, выражают скорбь по нему. Иногда для оплакивания приглашают специальную плакальщицу, которая исполняет плач от имени родственников покойного. Поют жоқтау в течение года.
Қоштасу – песня-прощание, скорбная песня.
Естірту – песня-извещение о печальном событии.
Көңіл-айту – песня-утешение, соболезнование.
Слайд 16
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ.
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ПЕСНИ
– в казахской музыкально-поэтической культуре песни, звучащие в повседневном
быту, исполняемые обычными людьми, не профессионалами. Они очень близки к обрядовым, но в отличие от них не связаны с конкретными обстоятельствами и обрядами, они исполняются в любое время. Бытовые песни люди поют наедине с собой, на молодежных вечеринках, тоях, дома, в семейном кругу.
К жанру семейно-бытовых песен относятся :
Назидательные (поучительные) песни
Песни для детей
Слайд 17
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ (ПОУЧИТЕЛЬНЫЕ) ПЕСНИ – один из самых своеобразных
жанров казахского народного музыкально-поэтического творчества.
В содержании назидательных песен
раскрываются вопросы морали, связанные с общественной и семейной жизнью казахов, воспевается трудолюбие, честность, уважение к старшим, любовь к родине, осуждаются бахвальство, жадность, нечестность.
Эти песни оказывали огромное воздействие на формирование психологии и духовного облика людей.
Слайд 18
ПЕСНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ – в казахской музыкальной культуре
песни, в содержании которых нашли отражение различные эстетические стереотипы
поведения молодых родителей в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Песни, посвященные рождению ребенка. Этот праздник назывался шілдехана, шілде күзет. В доме собирались родственники, друзья. В честь новорожденного и его родителей исполнялись песни. они всегда носили дидактический характер (расти большим, с храбрым сердцем, ты наша будущая защита, расти всесторонне образованным человеком и т.п.).
Колыбельные песни – «Әлди-әлди» (непереводимое слово), «Бесік-жыры» (бесік – колыбель, жыр – песня- сказание), «Бала-уату», «Бала-жұбату» (бала – ребенок, уату, жұбату – утешение), «Бөпем-ай» («Моя малютка»), «Әлди, бөпем» («Будь счастлив, малютка»).
Тұсау кесу жыры – в казахской культуре песня, исполняемая во время праздника «перерезания пут», первого шага ребенка. Этот обычай связан с первыми самостоятельными шагами ребенка и исполнением ему года со дня рождения.
Слайд 19
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ.
ТРУДОВЫЕ ПЕСНИ
– жанр казахской песенной культуры, в содержании которого отражены
мотивы труда, в самых разнообразных его проявлениях.
В содержании песен отражены особенности трудовой деятельности казахского народа – кочевого скотоводства, неустанность и изнурительность труда, мастерство профессиональных ремесленников, занимающихся литьем из ценных металлов и изготовлением женских украшений, поясов, сбруй, седел, уздечек, предметов домашнего обихода.
Воспевается трудолюбие, мастерство, смекалка мастера – важнейшие качества человека.
Слайд 20
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
– в казахском народном творчестве, как и в фольклоре
других народов, песни, в которых выражается разнообразие человеческих настроений, чувств, переживаний. В содержании песен решающую роль играет глубина музыкально-поэтического мировоззрения и эмоциональная отзывчивость. Лирические песни не были строго прикреплены к кому-либо обряду или ритуалу, их пели всегда.
К жанру лирических песен относятся:
Любовные песни – песни, в содержании которых раскрываются взаимоотношения между девушками и юношами, утверждаются принципы благородства, этики, морали, понимание красоты.
Песни о природе. В содержании воспевается разнообразная природа Казахстана, вдохновлявшая поэтов и композиторов на создание музыкально-поэтических произведений. Во многих песнях воспевание красочных картин природы сопоставляется с внутренним состоянием человека.
Песни об утратах, песни-завещания – өсиет әндері – песни, посвященные горестным размышлениям и переживаниям о невозвратности былого.
Слайд 21
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ПЕСНИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА.
ПЕСНИ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОТЕСТА – в казахской музыкальной культуре песни, основное
содержание которых составляет социально-обличительная тема, тема протеста против социального неравенства.
Обличение байского произвола, протест против социальной несправедливости сильны в творчестве народных акынов, которые открыто высказывали свои взгляды, выступая на айтысах перед многолюдными собраниями.
Социально-обличительная тема широко отражена в творчестве народных и профессиональных композиторов-песенников.
Слайд 22
МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА. ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
– в казахском музыкальном фольклоре песни, в содержании которых
отражены события древней, средневековой и современной истории.
В исторических песнях запечатлены переломные моменты в жизни общества, связанные с завоевательными походами Александра Македонского («Іскендір Зулқарнайн» – «Александр двурогий»), среднеазиатского полководца Тамерлана («Әмір ақсақ» – «Хромой Эмир»), тяжелыми событиями «джунгарского нашествия» (1723 г.), получившими название «Ақтабан шұбырынды, алқакөл сұлама» – «Годы Великого бедствия» и др.
Слайд 23
Носители казахской музыкально-поэтической культуры.
АНШИ, ОЛЕНШИ (ӘНШІ, ӨЛЕҢШІ)
(от слова ән, өлең – песня) – казахские народные
певцы, не профессионалы.
Они исполняют народные песни, участвуют в массовых айтысах. Әнші, өлеңші хорошо знают обряды и могут участвовать в них, исполняя обрядовые песни. Әнші, за редким исключением не является автором песен и выступает только как исполнитель-певец, аккомпанируя себе на домбре.
Слайд 24
Носители казахской музыкально-поэтической культуры. САЛ. СЕРІ.
САЛ –
в казахской музыкальной культуре тип носителей устной музыкально-поэтической традиции,
разносторонне одаренная личность, певец-импровизатор, ведущий свободный образ жизни и отличающийся яркостью и необычностью наряда и поведения (Биржан-сал).
СЕРЕ (СЕРІ) – в казахской культуре тип носителей устной музыкально-поэтической традиции. Подобно салам сере были акынами, певцами, заводилами веселья, носили одежду сшитую из дорогой материи, ездили на аргамаках, забавлялись охотой с ловчими птицами и в сопровождении спутников разъезжали по аулам в поисках веселья (Ахан сере).
Слайд 25
Носители казахской музыкально-поэтической культуры. САЛ. СЕРІ.
Основная область
творчества салов и сере – богемная лирика, основные мотивы
– это мотивы степной богемы, то есть земных радостей, любви и дружбы.
К салам и сере предъявлялось требование физической красоты, прекрасного голоса и мастерства поэтической импровизации.
Салы и сере и различаются между собой лишь в двух основных моментах:
в поведении и внешнем виде сере не было той броской экстравагантности и вызывающей яркости, которые были свойственны салам;
репертуар сере был не столь обширным, как у салов.
Слайд 26
4. ЭПОС - МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР МУЗЫКАЛЬНО- ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
ЭПОС
(греч. – песнь, сказание) – самый большой, монументальный
жанр народного творчества.
В Казахстане от народных сказителей записано свыше 100 сказаний, в каждом из которых тысячи строк.
ЭПОС – поэтическая история народа, в нем отражены реальные исторические события древних эпох, но воспроизведены они в идеализированном, поэтическом изложении (виде).
Казахский эпос складывался в течение долгих веков, в него вошли сказания Тюркского каганата (VI–VIII вв.), огузов и кипчаков (VIII–X вв.), Ногайской (XIII–XV вв.) и Белой Орды, сказания, воспевающие собственно казахскую историю (XV–XVIII вв.).
ЭПОС имеет синкретический – нерасчлененный – характер. В нем объединяются в разных сочетаниях дар рассказчика и вокальное, инструментальное, театральное искусство. Особенностью художественной специфики казахского эпоса является его музыкальное воплощение.
Создатели и исполнители эпоса – жырау, жыршы, акыны – сопровождают его игрой на домбре.
Слайд 27
ЭПОС - МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ЖАНР МУЗЫКАЛЬНО- ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Эпические
сказания делятся на два вида:
ЭПОС ГЕРОИЧЕСКИЙ (БАТЫРЛАР ЖЫРЫ)
ЭПОС ЛИРИЧЕСКИЙ,
ИЛИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
Слайд 28
ЭПОС ГЕРОИЧЕСКИЙ (БАТЫРЛАР ЖЫРЫ)
В центре героического эпоса
– богатырские деяния героя, его борьба за освобождение родной
земли.
Гносеологические и общественно-исторические корни героического эпоса связаны с подлинными историческими событиями, с защитой родины от внешних врагов, с действиями конкретных личностей, фактами реальной действительности.
Сюжеты героического эпоса построены на развитии образа батыра, наделенного высоким чувством патриотизма, любви к земле, отваги, верности, дружбы, справедливости, преданности народу.
Героический эпос:
«АЛПАМЫС»
«ЕР-ТАРҒЫН»
«ҚАМБАР»
«ҚОБЫЛАНДЫ БАТЫР».
Слайд 29
ЭПОС ЛИРИЧЕСКИЙ или СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ
Произведения казахского лирического эпоса
создавались в более позднее время, чем героический эпос.
Главная
тема лирического эпоса глубокая и верная любовь, во имя которой герои могут пожертвовать даже собственной жизнью. В лирическом эпосе также присутствуют темы героической борьбы с завоевателями, но здесь они подчиняются главной теме.
Эпос лирический или социально-бытовой – часто называется по имени героини или по именам влюбленных:
«ҚЫЗ ЖІБЕК»,
«СҰЛУШАШ»,
«АЙМАН-ШОЛПАН»,
«ҚОЗЫ-КӨРПЕШ – БАЯН-СҰЛУ».
Слайд 30
Носители казахской музыкально-поэтической культуры. ЖЫРАУ. ЖЫРШЫ. АКЫН.
ЖЫРАУ
(от слова «жыр» – эпическая песня, стихотворение) – наиболее
древний тип носителя казахской музыкально-поэтической культуры.
Основу репертуара жырау составляют назидательные речитативы-тирады, терме, толгау (философские раздумья дидактического характера), также героический эпос.
ЖЫРШЫ – в казахской музыкально-поэтической культуре сказитель, исполнитель эпоса, преданий, исторических песен. Жыршы обладает емкой памятью, даром певца и рассказчика, актера и музыканта, поэтическим талантом.
АКЫН (АҚЫН) (от древнетюрк. «акун» – набег, захват; от перс. «ахунд» – «ученый», «образованный», «уважаемый», «умный человек») – в казахской культуре мастер поэтического слова, поэт-импровизатор.
Слайд 32
ЖАР-ЖАР - АЙТЫС – свадебная песня, исполняемая поочередно
группами молодых людей и девушек.
БӘДІК-АЙТЫС
– состязание юношей и девушек, с использованием формы заклинания «бәдік».
ҚАЙЫМ-АЙТЫС – айтыс девушки и джигита с использованием бытующих в народе стихов.
АЙТЫС ЗАГАДКАМИ, импровизируемыми в стихах.
СОСТЯЗАНИЕ В ИСПОЛНЕНИИ ЭПОСА.
АЙТЫС ОРАТОРОВ-ШЕШЕНОВ И БИЕВ при решении различных межродовых и межплеменных тяжб.
ТАҚПАҚТАСУ – айтыс, при котором каждый из участников продолжает стихотворную строку, произнесенную другими участниками.
АЙТЫС АКЫНОВ – самый сложный, требующий высокого мастерства поэтической импровизации и чрезвычайно высокого уровня развития поэтической традиции.
ВИДЫ АЙТЫСА:
Слайд 33
ТҮРЕ АЙТЫС – айтыс массовый, состоит из обмена
импровизационными куплетами.
СҮРЕ АЙТЫС – айтыс, в котором
участвуют опытные, талантливые мастера. Поэтический турнир акынов – айтыс акынов, вершина искусства импровизации.
ТИПЫ АЙТЫСА:
Слайд 34
АЙТЫС КАК ФОРМА САМОБЫТНОГО КАЗАХСКОГО УСТНОГО МУЗЫКАЛЬНО- ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА.
РАСЦВЕТ ЖАНРА – рубеж ХІХ-ХХ вв., связан он с
развитием устной народно-профессиональной традиции (индивидуализации творчества), носителями которой были:
ЖЫРАУ, ЖЫРШЫ, АҚЫН;
САЛ, СЕРІ
ӘНШІ, ӨЛЕҢШІ
КҮЙШІ.
Слайд 35
6. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНО- ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.
ЖЫРАУ, ЖЫРШЫ,
АКЫНЫ:
МАХАМБЕТ (ХІХ век)
БАЗАР ЖЫРАУ (ХІХ-ХХ век)
ТУРМАГАМБЕТ (ХІХ-ХХ век)
НАРТАЙ (ХХ
век)
и др.
Слайд 36
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ УСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ.
КОМПОЗИТОРЫ-ПЕВЦЫ:
БИРЖАН САЛ
КОЖАГУЛОВ (ХІХ век)
ЖАЯУ МУСА БАЙЖАНОВ (ХІХ век)
МУХИТ МЕРАЛИЕВ (ХІХ
век)
АХАН СЕРЕ КОРАМСИН (ХІХ век)
АБАЙ КУНАНБАЕВ (ХІХ век)
КЕНЕН АЗЕРБАЕВ (ХІХ-ХХ век)
и др.
Слайд 37
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАЗАХСКОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОЙ КЛАССИКИ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ В ПРОГРАММЕ
ПО МУЗЫКЕ.
Казахские народные песни
«Алатау», «Қамажай», «Бесік жыры», «Тұсау кесу»,
«Әлди-әлди», «Той бастар», «Жар- жар», «Жарапазан», «Бәдік әні», «Елім-ай», «Гүлдер-ай», «Екі жирен», «Япырай» и др.
Бухар жырау Толғау «Тілек», «Терме»
Базар жырау Толғау «Жақсы мен жаман»
Махамбет «Терме»
Турмагамбет Терме «Жастарға өсиет»
Жиенбай Терме «Бастау»