Слайд 2
Скоморо́хи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди; в
восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты,
исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести). Практиковали обрядовые формы «антиповедения»[1].
Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.
Слайд 3
Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик,
гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками,
фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актёр и пр.»
Слайд 4
«Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со
злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки —игрища,
социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры,сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру»[3].
Слайд 5
Возникновение, расцвет и упадок
Скоморохи были носителями синтетических форм
народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски,
медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных[2].
Слайд 6
Скоморохи возникли не позже середины XI века, об
этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год.
Кожаные маски скоморохов XII—XIV веков известны по археологическим находкам из Новгорода и Владимира[5][6]. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.
Слайд 7
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались
со зрителями, вовлекали их в своё представление
Слайд 8
В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги».
Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи,
„совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.
Слайд 9
В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился
царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось
о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор[9].
Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, яpмарочных yвеселителей и балаганщико
Слайд 10
Со временем скоморохи превратились в медвежатников, кукольников, яpмарочных yвеселителей и балаганщиков
Слайд 12
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных
сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под
аккомпанемент гудка, гуслей, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
Слайд 13
В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора,
шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и
скоморохи», баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище»), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».