Слайд 2
Ходьба и маршировка в различных направлениях
Это «вводные
упражнения».
Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по
кругу в одиночку, парами и группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Ребенок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах, в маршировке спиной назад, лицом к центру и т.п.
Слайд 3
Виды ходьбы:
отдельно по дорожке, обозначенной двумя канатами;
группой
под барабан к противоположной стене зала;
друг за другом, держась
левой рукой за веревку. Под звуки барабана педагог (затем ребенок) ведет детей по кругу, движение можно сопровождать звуками [«у-у-у»].
на носках. Дети держат руки на поясе, головы подняты. Педагог обращает внимание детей на осанку), идут по кругу друг за другом, после прохождения одного круга останавливаются, опускаются на полную ступню. На последующих занятиях можно пройти 2 или 3 круга;
друг за другом с флажками в руках. Дети в такт шагам свободно и широко размахивают флажками.
Слайд 4
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Цель упражнений
— способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
Упражнения на
развитие дыхания помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук (вверх — вниз, вверх — в стороны, вверх — на пояс, вверх — на голову и т.д.), туловища (вправо — влево, наклоны вперед, круговые вращения), головы (к плечу, на грудь, круговые повороты).
Слайд 5
Упражнение «Тополиный пух».
Начало лета. Жаркий день. Вокруг лежит
тополиный пух. Увидеть пух, всмотреться в него, присесть, собрать
немного пуха мягкими подгребающими движениями пальцев рук. Легкими движениями пальцев перебрасывать пух с руки на руку, дуть на него, снова ловить и проговаривать стихотворение, дирижируя рукой:
Летом снег! Просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает?
Упражнения «Муха».
Увидеть муху, сидящую на правом колене, всмотреться в нее, поймать ее, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Пить на выдохе, подражая мухе: «з-з-з». Выпустить муху, раскрыть ладошку, проследить глазами ее полет, вдохнуть вновь.
Слайд 6
Упражнения, регулирующие мышечный тонус
Эти упражнения позволяют занимающимся
овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание
этого раздела входит усвоение понятий «сильно», «слабо» как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения.
Слайд 7
Упражнения.
1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки.
На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на
тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.
2) Дети стоят в кругу с бубнами в левой руке, на громкую музыку — ударяют по бубну правой рукой, на тихую музыку — берут бубен в правую руку и легко им встряхивают.
3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую — двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку — идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.
Слайд 8
Упражнения, активизирующие внимание
Эти упражнения воспитывают быструю
и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают
все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Занимающиеся учатся сосредотачиваться и проявляют волевые усилия.
Слайд 9
Упражнение на переключаемоеть движений.
Дети становятся в две шеренги
друг против друга и одновременно под музыку Д. Кабалевского
«Клоуны» на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга приседает и выпрямляется с подъемом на носки, другая, наоборот, выпрямляется с подъемом на носки и приседает.
Упражнение на распределение внимания
Дети стоят по кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Первые идут под музыку Д. Кабалевского «Веселое путешествие» по кругу в правую сторону, одновременно с ними вторые идут налево по кругу. В это же время третьи стоят на месте и хлопают в ладоши. Затем движения меняются: вторые идут направо, третьи налево, первые хлопают. И наконец, третьи идут направо, первые — налево, вторые хлопают. Перемена движений — после каждых 8 тактов ходить четвертями.
Слайд 10
Счётные упражнения
Эти упражнения используются на логоритмических занятиях для
организации поведения детей и взрослых при выполнении заданий, особенно
сложных построений, серий движений.
Слайд 11
Счетные упражнения включаются в зарядку. Например, дежурный дает
задание: на счет «раз» — поднять руки вверх («сноп»),
на счет «два» — руки в стороны («елка»), на счет «три» — присесть («пенек»). Причем дежурный говорит или цифры, или слова, обозначающие разные движения.
Счетные упражнения проводятся и в стихотворной форме как сигнал для выполнения очередного упражнения. Например: «Раз — дрова, два — дрова, раскололся ствол едва! Бух — дрова, бах — дрова, вот уже полена два» — в упражнении, имитирующем рубку дров. Или: «...Пляска кончается, кружки собираются. Мальчики — к Алене, девочки — к Катюше. Раз, два, три!»
Слайд 12
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
Такие задания можно использовать
при проведении утренней зарядки или физкультминутки во время логопедических
занятий, с проговариванием стихотворных строк как с движениями, так и без них.
Слайд 13
Речевые упражнения с одновременным выполнением действия.
Дети идут по
кругу топочущим шагом и в такт шагам произносят:
Едем, едем,
долго едем.
Очень длинен этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там и сможем отдохнуть.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Переходят на нормальный шаг:
Чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Бежит паровоз,
Далеко, далеко
Ребят он повез.
Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:
Плыли гусята — красные лапки,
Озером, озером — все по порядку.
Серые плыли, белые плыли,
Красными лапками воду мутили.
Ходьба по кругу на носках:
Маме надо отдыхать.
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я ее не разбужу.
Слайд 14
Упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра
Музыкальный
метр представляет собой систему соотношений акцентов и неакцентированных долей
различных рангов. Эта система определяется количеством метрических уровней и конкретным рисунком различных в метрическом отношении временных долей. Смена метра приводит к перенесению акцента. Занимающимся необходимо дать первоначальное понятие об акценте как об ударном моменте в звучании. Они научатся прислушиваться к музыке и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, а затем давать на них ответную реакцию условным движением.
Слайд 15
Упражнения на восприятие неожиданного акцента.
1) Занимающиеся идут по
кругу, держа в руке бубен. На неожиданный акцент останавливаются
и ударяют в бубен.
2) Каждой паре дается обруч, за который внешний из пары держится левой рукой, а внутренний — правой, и занимающиеся идут парами по кругу.
На неожиданный звуковой сигнал внешний, не отнимая руки от обруча, заворачивает вперед и пролезает через обруч, перешагивая сначала левой ногой. После этого движение по кругу опять продолжается. На следующий сигнал то же делает внутренний из пары, но перешагивание начинаете правой ноги.
3) Занимающиеся стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. У одной шеренги обручи, которые дети тихо качают, держа в правой руке. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладони дети перекатывают обручи в другую шеренгу. Вторая шеренга, поймав обручи, тихо качает их до следующего акцента.
Слайд 16
Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа
Темп музыки — это
скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования
основных метрических долей, обозначая число ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмической единицы.
Слайд 17
Звучащий ритм служит для воспитания и развития у
лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и
для включения его в речь.
Ритм — это развертывание во времени конструкции музыкального произведения как строителя формы во времени; временная закономерность, организация звуков по их длительностям, т.е. образование ритмического рисунка за счет сочетания одинаковых или различных длительностей, определенным образом акцентированных (метризованных) и звучащих в некоторых темповых рамках.
Ритмические упражнения
Упражнения
1) Дети сидят в кругу парами, лицом друг к другу. На каждую восьмую долю поочередно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой. На четверть поворачиваются друг к другу спиной и, оказавшись с новым соседом, продолжают также исполнять эти движения. (Графически)
2) Дети сидят на полу, образуя круг, ноги скрещены. На половинную ноту делают хлопок над головой, на первую четверть хлопают правой рукой об пол, на вторую четверть хлопают левой рукой об пол. Делая хлопки над головой, руки ведут через стороны. (Графически:)
3) Дети встряхивают и развешивают белье: на первую четверть — взять его, на вторую четверть — встряхнуть, на половинную ноту — повесить белье на веревку. (Графически:)
Слайд 18
При подборе певческого материала педагог должен учитывать возрастные
возможности певческого диапазона. Так, для детей 2—3 лет —
«ми—ля»; 3—4 лет — «ре-ля»; 4—5 лет — «ре—си»; 5—6 лет — «ре—си», иногда до второй октавы; 6—7 лет — «ре-до», «до» второй октавы.
Вначале на занятиях берутся песни с короткими предложениями, позднее — с длинными.
При использовании пения в коррекционных целях следует придерживаться требований, имеющихся в логопедической работе с людьми, страдающими различными нарушениями речи: учитывать поэтапность в нормализации речи заикающихся; периоды щадящего режима у больных с органическими нарушениями голоса; наличие назализации у лиц с ринолалией и т.п.
Слайд 19
ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Детские музыкальные инструменты и музыкальные
игрушки делятся на беззвучные и звучащие.
Беззвучные игрушки изображают музыкальные
инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и др. Эти игрушки используются для создания игровой ситуации, для развития моторики пальцев при имитации игры на них. Дети воображают себя «музыкальными руководителями» и проводят «музыкальные занятия» или по предложению педагога, или по собственной инициативе. Такие занятия развивают творческое воображение и музыкально-слуховые представления детей. Звучащие игрушки делятся на следующие виды
1. Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники).
2. Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты (свирели, дудки, рожки).
3. Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики).
4. Игрушки-инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.).
Слайд 20
Дошкольникам и школьникам можно предложить музыкальные игры в
«концерт», «музыкальное занятие», «оркестр», основанные на опыте детей. В
игре «концерт» дети исполняют ряд номеров под руководством ведущего, включают в свой концерт и пение, и танцы, и игру на музыкальных инструментах. Играя в «музыкальное занятие», дети распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя, участников занятия, а затем объединяют в своей игре несколько видов деятельности, например исполнение на цитре, металлофоне; танец; отгадывание песни по мелодии; хоровод и т.д.
Слайд 21
МУЗЫКАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музыкальная самостоятельная деятельность способствует развитию координации
слуха, голоса и движения, тонального и ритмичес-3 кого чувства;
воспитанию любви к музыке и пению; обогащению эмоциональной жизни детей и взрослых.
Музыкальная самостоятельная деятельность дошкольников и школьников имеет различные источники: это музыкальные занятия на которых дети разучивают песни, игры, танцы. Полученные на занятиях знания дети переносят в самостоятельную деятельность; это праздники, развлечения. На них дети незамедлительно откликаются в своих играх: чем ярче полученные впечатления, тем интереснее детям музицировать. Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них — это детские музыкальные радио и телепередачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, коллекционирование грамзаписей и т.д. оказывают влияние на музыкальное развитие детей Мультфильмы с музыкальным сопровождением, с занимательный ми персонажами вызывают у детей желание повторять полюбившиеся песни
Слайд 22
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В зависимости от числа участвующих, игры делятся
на индивидуальные и групповые.
групповые игры можно разделить на:
1)
игры на месте (статические игры), в которых больной не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела.
2) малоподвижные и полу подвижные игры, в которых имеются в различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя.
3) подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Они характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п.;
Слайд 23
Упражнения для развития творческой инициативы
К этим упражнениям относятся
дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен,
двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество. Важно проводить их в облегченных вариантах с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т.п., которые для своего выражения требуют особых, индивидуальных движений
Слайд 24
Заключительные упражнения
Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить
их внимание на другие занятия. Эти упражнения могут проводиться
в различной форме: обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П. Чайковского или «Маленький вальс» А. Лядова; или слушание музыки и последующий рассказ о тех образах и представлениях, которые она пробудила.