Слайд 2
Негативные тенденции в развитии современного дошкольника
- Сужение уровня
сюжетно-ролевой игры;
- Недостаточная социальная компетентность;
- Развитие потребности в экранной
стимуляции, что приводит к блокированию собственной деятельности ребенка, к неспособности концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности.
Слайд 3
Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они
привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и
читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
Слайд 4
- все больше становится детей с эмоциональными проблемами,
находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности,
отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связано с неудовлетворением ведущих потребностей возраста.
Слайд 5
- Обеднение и ограничение общения детей со сверстниками,
рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;
- Перекос
акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб социальному, в том числе, личностному развитию.
Слайд 6
Функции художественной литературы в развитии ребенка
Познавательно-нравственная:
Эстетическая:
-
приобщение к словесному искусству как таковому,
- развитие хорошей разговорной
речи, ориентация ребенка на собственное словесное творчество;
- воспитатение культуры чувств и переживаний
- развитие и активизация воображения, образного мышления;
- расширение представлений, осведомленности о мире;
- освоение моделей человеческого поведения в разных обстоятельствах;
- формирование эмоционально-ценностных установок.
Слайд 7
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
Круг детского чтения можно представить через
жанровое разнообразие следующим образом:
Поэзия:
- авторские поэмы и повести в
стихах (большие литературные формы);
- фольклорные стихотворные тексты, авторские стихи (малые литературные формы).
Проза:
- авторские сказочные и реалистические повести, циклы рассказов со сквозными персонажами (большие литературные формы);
- фольклорные сказки, авторские рассказы сказочные и реалистические (малые литературные формы).
Слайд 8
Таким образом, в круг детского чтения так или
иначе входят художественные произведения для длительного чтения. Это тексты,
1.
создающие вымышленные миры
.
Слайд 9
2. создающие комбинированные миры
Слайд 10
3. создающие реалистические миры
Слайд 11
А также художественные тексты для непродолжительного чтения. Это:
1.
Фольклорные волшебные сказки.
2. Авторские сказки и истории.
3. Реалистические рассказы.
4.
Фольклорные стихотворные тексты.
5. Авторские стихотворные повествования.
6. Лирические стихи
Слайд 12
Художественная литература как смысловой фон других видов совместной
деятельности взрослых и ребенка
Если внимательно отнестись к большим литературным
текстам, то можно обнаружить в них кладезь интригующих тем, вопросов, поводов для организации с детьми интересной познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности. Персонажи больших художественных произведений для детей — это обычно удивительные экспериментаторы, исследователи, путешественники. Поэтому события, происходящие с ними, их вопросы и путешествия, устройство мира, в котором они живут, их путешествия могут послужить мотивом, отправным моментом для интересной исследовательской деятельности взрослого с детьми.
Слайд 13
Вот всего лишь несколько примеров:
1. Неужели разбойник смог
так легко справиться с Самоделкиным с помощью магнита? (Ю.
Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина). Давайте посмотрим, как действует магнит, в самом ли деле он обладает такой волшебной силой?
2. Полетит или не полетит воздушный шар? – гадают малыши из Цветочного города, наблюдая за приготовлениями Знайки (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей). В чем тут дело? Попробуем сами провести такой опыт…
Слайд 14
3. Удачно ли выбрал Винни-Пух плавательное средство для
спасения от наводнения? (А. Милн. Винни-Пух и все-все-все). Что
надежнее – пустой горшок или зонтик, да и вообще, не утонет ли пустой горшок? Почему один предмет тонет, а другой нет?
4. Удобно ли измерять Удава попугаями? (Г. Остер. Сказочные рассказы). Придумаем свои мерки. А, может быть, воспользоваться подходящими инструментами?
Слайд 15
5. Наметим на карте маршрут Равви и Шаши
из Индии в Россию (С. Баруздин. Равви и Шаши).
Или маршрут путешествия доктора Дулитла (Х. Лофтинг. Путешествия Доктора Дулитла), или кругосветного путешествия капитана Врунгеля (А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля), а заодно познакомимся со сторонами света и компасом.
6. Нарисуем карту страны Незнайки (Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей).
Слайд 16
Использование художественных текстов для создания иллюстраций, коллажей.
Драматизация наибелее
интересных отрывков художественных текстов.
Подбор пословиц или поговорок к произведению.
Придумывание
необычных окончаний к знакомым сказкам
Слайд 17
Соотнесение содержания текста с характером музыкального произведения, которое
может усилить понимание сюжета литературного произведения
Рисование обстановки и условий,
в которых действовали герои литературного произведения
Слайд 18
Организация чтения художественной литературы
- чтение детям художественных текстов
должно быть ежедневным; регулярное интересное чтение должно войти в
привычку, стать обычаем, ритуалом жизни группы.
- время для чтения (всегда одно и то же) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 20-25 минут (в старшей и подготовительной группе).
- чтение книги должно проходить в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать книгу должны соблюдать лишь одно правило: заниматься своими делами тихо, не мешая всем остальным.
Слайд 19
- читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей
по восприятию ее содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста,
- удивление, изумление, сострадание и др.
- воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного чтения — малые литературные формы для непродолжительного чтения; стихотворные произведения — прозаические произведения.
- художественные произведения для длительного чтения следует читать несколько дней подряд, без перебивок.
- периоды между чтением больших художественных текстов используются для чтения коротких произведений.
Слайд 20
- воспитатель не должен стремиться к обязательному обсуждению
с детьми художественного текста непосредственно после чтения. Это уместно,
если у детей возникают вопросы и суждения-реплики относительно прочитанного, а также если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон для непосредственно следующей за чтением совместной деятельности с детьми.
- художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить предварительно на 2-3 месяца с учетом интересов своей группы.
- в подборе и планировании последовательности чтения коротких текстов воспитатель руководствуется событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты).
Слайд 21
-
- воспитатель должен подбирать конкретные художественные тексты,
исходя из их художественного потенциала и в соответствии с
особенностями детей группы, с тем, чтобы они увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова.
- обращаться к художественным текстам при развертывании других культурных практик (в продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой деятельности, проводить аналогии между событиями, происходившими с персонажами и собственной жизнью).
- обращать внимание на иллюстрации к художественным текстам, порой они являются неотъемлемой частью конкретного произведения; использовать в работе с детьми только книги с высокохудожественными иллюстрациями (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Сутеев, В. Конашевич, Ю. Васнецов, Н. Радлов, И. Билибин, В. Чижиков, В. Лебедев, В. Пахомов и др).
Слайд 23
Методический ринг «Эффективная работа с художественной литературой в
детсом саду»
Цель: совершенствоваение профессиональных знаний педагогов о формах,
методах и приемах работы с художественной литературой, выявление общей эрудиции, включение в активный диалог.
Форма проведения: групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).
Слайд 24
1. На развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга,
а не ее специальное препарирование на обязательных обучающих занятиях.
Для этого чтение должно быть интересным и непринудительным. Дошкольнику нужны не уроки литературы, книга нужна ему, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой (Н.А. Короткова)
1 раунд: Разные взгляды на организацию работы с художественной литературой
Слайд 25
2. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех
жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их
специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров
(О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш)
Слайд 26
2 раунд:
Команде № 1 составить требования к
книжному уголку в подготовительной к школе группе.
Команде № 2
составить требования к книжному уголку в младшей группе.