Слайд 2
«образ жизни, достойной Человека»
это бытие человека в
мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами –
стремлением к истине, добру и красоте
это новообразование человека, уже прожившего какой-то период жизни, имеющего некоторый ряд воспринимаемых объектов, событий, ситуаций, явлений; человека, способного обобщить этот ряд, создать некоторую иерархическую структуру разнообразных проявлений жизни.
Слайд 3
ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к
культуре современного общества, как развитие способности жить в нем
и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Исключена «формирующая», «воздействующая» позиция воспитателя
Формируется образ жизни
Создаются условия для восхождения ребенка к культуре
Главное из этих условий – учитель-воспитатель как «предъявитель культуры»
Слайд 4
В этом определении воспитания заложен принцип субъектности, ориентирующий
всех субъектов воспитательного процесса на свободный выбор нравственной позиции,
на ответственность за этот выбор, на сознательность и творчество.
Такое понимание сущности воспитания позволяет автору концепции соответственно формулировать цель и принципы воспитательного процесса.
Слайд 5
Цель воспитания
это личность, способная строить свою жизнь,
достойную Человека.
В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного
и творческого. И только в случае достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основания – истина, добро и красота.
Слайд 6
Другими словами, жизнь, достойная Человека, – это жизнь,
построенная на Истине, Добре и Красоте. Она предоставляет человеку
возможность обрести свою родовую человеческую сущность: КАК?
Слайд 7
1) реализовать себя как homo sapiens
Интеллектуальная (разумная)
составляющая цели воспитания
Человек становится личностью, когда
вменяет себе
обязанности и отвечает за них;
рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других;
обретает способность реализовать свои природные силы и задатки;
когда реализует себя в соответствии со своим предназначением;
когда исполняет миссию Человека на Земле.
Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями (homo sapiens).
Слайд 8
2) осуществить в себе способность быть homо creatus
Творческая составляющая цели воспитания
Человек – существо созидательное, обладающее способностью
творить нечто, чего не создала природа
(homо creatus – человек творческий или homo faber – человек созидающий)
Слайд 9
3) проявить себя как homo moralis
Моральная составляющая
цели воспитания
Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть
нравственным (homo moralis)
Слайд 10
«Цель воспитания,
— как считает Н.Е. Щуркова, –
должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так,
чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так, чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека»
Слайд 11
Как реализовать эту цель воспитания на практике?
Естественно ожидать,
что каждый пойдет своим путем, но есть общие принципы
(основополагающие правила), соответствующие механизмы воспитания, приводящие замыслы в движение к цели, должно быть и соответствующее содержание, наполняющее воспитательный процесс.
Слайд 12
Принцип ориентации на социально-ценностные отношения
предписывает педагогу вскрывать повседневную
предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а
также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры
Слайд 13
Принцип субъектности
предполагает неуклонное содействие педагога развитию у ребенка
способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге
своей жизни
Слайд 14
Принцип принятия ребенка
как данности
означает признание права ученика
на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и
уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор
Слайд 15
Содержание воспитательного процесса
НАПРАВЛЕНИЯ
Философическое воспитание
Диалогическое воспитание
Этическое воспитание
Слайд 16
Философическое воспитание
– это воспитание надситуативного мышления, способности
к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления
жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни»
Слайд 17
Только философическое воспитание может содействовать становлению субъекта жизни,
т.е. личности, способной к самостоятельному выбору жизненной позиции и
отдающей себе отчет в том, какую жизнь она предпочитает.
Субъект – это хозяин и распорядитель собственной жизни. И наши дети «с молодых ногтей» должны понимать, что есть разные люди: одни «плывут по течению» и оказываются там, куда занес их ветер обстоятельств; другие делают свою жизнь такой, какой она должна быть по их понятиям и представлениям.
Слайд 18
Необходимо упражнять детей в общепринятых формах ценностных отношений
к истине, добру и красоте.
Это организация всей жизни
школьников, в которой дети постоянно и осмысленно вступают в реальные отношения с ценностями и видят за каждым предметом и явлением человека.
Известно, что стихов о природе не бывает. Они всегда о том, что видит и чувствует человек.
Слайд 19
Становление человеческого в человеке происходит благодаря вочеловечению, когда
подросток умеет видеть
за скамейкой – заботу о
человеке,
за репродукцией – отражение созданной художником красоты,
за уроком – общение,
за дневником – один из способов конструирования собственной жизни, а
за стариками – этап жизни, неотвратимо наступающий для каждого человека.
Это путь от сознания к сердцу,
а от сердца снова к сознанию.
Слайд 20
Диалогическое воспитание
– это стиль педагогического взаимодействия, если
хотите, стиль жизни
– это организация такой жизни воспитанника, когда
он находится
в постоянном диалоге с самим собой,
с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.
Слайд 21
Стремление к диалогу – родовое, природное качество человека.
Диалог
сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального
и
эмоционального развития.
Диалог с самим собой (философская беседа) – в таких диалогах нет правильного и неправильного – есть разные мнения,
есть индивидуальное восприятие жизни.
Слайд 22
Учитель-профессионал – это педагог
– обладающий достаточными духовными
ресурсами, которому интересен воспитанник таким, каков он есть
–
который понимает, что только в диалоге рождается то эмоциональное и смысловое единство, без которого невозможно педагогическое взаимодействие.
– умеющий инициировать диалоги,
вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми
Слайд 23
Упражнения, реализующие диалогическое воспитание
– организация размышлений детей над
собственными ощущениями, переживаниями, мыслями, действиями
– сообщения детей о том,
что произошло
с ними за последний час, день, месяц, четверть, год
– коллективные дискуссии, когда один за другим, следуя принятой логике, разворачивается анализ проблемы, где каждое мнение важно, где каждый ценен как индивидуальность
Слайд 24
В результате учитель
получает представление о феномене,
который образует «связность жизни» того или иного ученика
находит
ответ на вопрос, что объединяет разрозненные факты жизни подростка в цельность представлений о жизни.
Связность жизни – явление, феномен философический, но он должен быть в педагогическом обиходе учителя – в его теоретическом арсенале и в практике.
Связность жизни – это некая ось, на которую системно нанизываются события жизни, образуя образ ее.
Связность жизни – некий фокус, куда «стягивается» все, так или иначе соотносящееся с жизнью.
Слайд 25
Эстетическое воспитание
при осуществлении эстетического воспитания педагог
«возвышается
до ученика»,
до той высокой этики, когда восприятие ребенка,
взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек — человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик – Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство
Слайд 26
Принципиальная педагогическая позиция
человек (наш воспитанник) –
всегда цель
и никогда средство.
Исходя из данной позиции следует, что
нельзя кричать на воспитанника,
потому что он Человек
нельзя сорить, портить, ломать что-либо, потому что за всем этим – труд Человека
нельзя обижать младшего,
потому что он Человек
Слайд 27
Образ жизни, достойной Человека, не может сформироваться, если
у подростка не развито философическое отношение к Человеку как
к «наивысшей ценности», если нет мировоззренческого видения Человека как «дитя природы и культуры, как созидателя и творца всего, что нас окружает»
Слайд 28
Педагог принимает воспитанника как данность и, в свою
очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность
Понимание и
принятие ребенка – уже факт воспитания. И это вовсе не попустительство грубости, распущенности, лености, неуважительности в адрес другого человека.
В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного – всего два: нельзя посягать на другого и нельзя не работать.
Слайд 29
Педагогические действия в этическом воспитании школьников
1. Уважение личности
учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета,
статуса в коллективе, семейной принадлежности,
физических и психических особенностей.
2. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, – не означает плохой.
Слайд 30
Педагогические действия в этическом воспитании школьников
3. Опора на
наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что
в
малом или большом эти достоинства есть
у всех. Учитель же призван замечать, видеть
эти достоинства и оглашать их перед всеми. Это педагогический постулат всех гуманистически ориентированных педагогов: о достоинствах говорить постоянно и громко – о недостатках не говорить или только тихо, «на ушко».
Слайд 31
Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся
целенаправленно и эффективно, Н.Е.Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной
деятельности созданную ею Программу воспитания школьника.
В Программе определены педагогические задачи-доминанты в работе с учащимися
в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.
Слайд 32
Механизм формирования образа жизни, достойной Человека
Что приведет в
движение избранные цели и содержание и даст необходимый результат?
Постепенное,
пошаговое движение по формированию у ребенка
способности осознания, оценочной рефлексии, определения и принятия образа жизни, того, что выливается
в жизненный опыт.
Слайд 33
Первый шаг
Первый шаг делают
учитель начальных классов и
его воспитанники-первоклассники,
– это формирование отношения
к природе как
общему дому человечества.
Слайд 34
Второй шаг
Учащиеся 2-4-х классов в сопровождении учителя и
с его помощью поднимаются на вторую ступеньку, чтобы понять
и принять нормы культурной жизни. Этих норм великое множество, но у всех единое основание – истина, добро и красота. Учащиеся 2-4-х классов уже в состоянии понять:
если я несу людям своими словами и поступками истину, добро и красоту, значит, я следую нормам культурной жизни.
Слайд 35
Третий шаг
Третья ступень – на нее поднимаются учащиеся
5-6-х классов. Содержательное наполнение этой ступени довольно сложно и
философично, ведь речь идет о формировании представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.
Чтобы поднять детей на эту ступень, учителю, необходимо уметь стимулировать школьников к ценностному осмыслению жизни человека, его предназначения – словами, делами, в общении создавать ситуации, когда взрослеющие дети задумываются над смыслом собственной жизни, своего предназначения.
Слайд 36
Четвертый шаг
Поднимаясь вместе со своим воспитателем на четвертую
ступеньку, учащиеся
7-8-х классов обретают ценностное отношение к социальному
устройству человеческой жизни. Это новая высота. Теперь мы сопровождаем их в социальный мир, в мир отношений людей.
Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить среди людей и строить с ними свои отношения?
Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными.
Слайд 37
Пятый шаг
Решая возникающие жизненные проблемы, реализуя, осваивая ценности
социальной жизни в опыте реального взаимодействия со сверстниками, учителями,
родителями, другими людьми, происходит действительное формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, и подростки готовы подняться на пятую ступень
(9-10-е классы) и синтезировать все в образе жизни, достойной Человека.
Слайд 38
Шестой шаг
Шестая ступень – это 10-11-е классы. Идет
формирование жизненной позиции, развитие способности
к индивидуальному выбору жизненного
пути.
Слайд 39
Индивидуальное восхождение ребенка
к культуре происходит, по утверждению
Н.Е.Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:
1) освоения как
накопления знаний о человеке и окружающем его мире;
2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.
Слайд 40
Результат формирующего влияния этих процессов на личность ребенка
автор концепции обозначает триадой:
знаю – умею – люблю.
Для становления образа жизни, достойной Человека, важно наличие всех трех элементов и связей между ними. Это принципиальный момент, ибо на практике нередко сформированность элементов «знаю» или «умею» рассматривается как окончательный, а не промежуточный результат воспитательной деятельности.
Слайд 41
Пример
Благодаря воспитательным усилиям наши подопечные знают, что место
в общественном транспорте следует уступать людям старшим по возрасту.
И что с того, если я не умею это сделать учтиво и корректно, так, чтобы человек, старший меня по возрасту, с благодарностью и добрым настроением «занял» предложенное место. Я знаю, я умею, но делаю это от случая к случаю либо не делаю вообще. Стало быть, остановиться даже на уровне «умею» нельзя, ибо это тоже промежуточный результат. Важно, чтобы сознательно и эмоционально «созрела» постоянная готовность уступать место. Позитивное отношение к стилю подобного поведения и есть результат, воплощенный в «люблю».
Слайд 42
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса
В качестве главного
критерия оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся,
ее изменения из года в год.
Если целевым ориентиром воспитания является личность, способная строить жизнь, достойную Человека, то, следовательно, основания такой жизни – истина, добро и красота – могут выполнить роль показателей воспитанности школьника.
Слайд 43
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса
ПОКАЗАТЕЛИ
внешний облик ребенка;
физическое
и психическое развитие детей;
их поведение;
качественность разнообразной деятельности;
способности и самочувствие
детей;
ценностные предпочтения;
отношение ребенка к своему Я.