Слайд 2
В последние годы появляется все больше детей с
нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность,
агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальная и важная. Об этом же писал К.Изард: “Эмоции организуют восприятие, мышление и действие”. Формирование “умных” эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы являются одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Слайд 3
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике,
пантомимике
Для целенаправленной, системной работы с детьми по развитию эмоциональной
сферы была выбрана классификация эмоций К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, страх, стыд, вина.
Работа над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путем персонификации. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально- игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры “Медвежата”, по стихотворению П.Воронько; “Кошка и котята”, “Обезьянки и тигр”, “Аист и лягушата”. Удачно подобранные рассказы помогают ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствуют умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.
Слайд 4
Можно использовать в работе с детьми следующие игры
и этюды:
«Обезьянка»
Два ребенка выходят в круг. Одному из них
дается задание изобразить какое-то эмоциональное состояние: радость, грусть, злость, испуг, удивление. Другой ребенок — «обезьянка», повторяет все движения исполнителя. Нужно стараться выполнять все точно, копировать все движения, позы, выражения лица.
Слайд 5
«Художник»
У каждого ребенка на столе стоит зеркало. Педагог
предлагает детям представить, что они художники, а потом посмотреть
в зеркало и нарисовать того, кого они в нем видят. Для того чтобы «художнику» было понятнее, как этот человек выглядит, следует изменить выражение лица. Педагог просит детей изобразить на лице радость, грусть, испуг, злость, удивление.
Слайд 6
«Я веселым буду, а кто будет веселее, тот
и молодец!»
Педагог предлагает детям посмотреть, какое у него выражение
лица, при этом изображает какое-либо эмоциональное состояние, например радость. Затем просит кого-нибудь из детей изобразить более веселого, а потом самого веселого человека.
Слайд 7
«Волшебные острова»
Дети разбиваются на группы по своему выбору
или предложению педагога и изображают жителей островов: на одном
острове люди были всегда весёлые, на другом – жили плаксы, на третьем – всегда дрожали от страха и т.д. Выбранный ведущий должен сказать, как называется остров («Грустный остров», «Остров слёз», «Остров невезения»), а остальные дети показывают эмоциональные состояния, соответствующие названию острова.
Слайд 8
«Ты – лев!»
Педагог. Ребята, сейчас мы с вами
попробуем поиграть в новую игру. Для этого закройте глаза,
представьте льва – царя зверей – сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен, он всё умеет. Его зовут так же как вас, у него ваше имя, ваши глаза, руки, ноги, тело. Лев – это вы! А теперь откройте глаза. Пусть каждый попробует показать, какой вы лев.
Слайд 9
Этюд из сказки «Репка».
«Отгадай, кто герой».
Дети встают
в круг и вспоминают действующих лиц русской народной сказки
«Репка». Логопед предлагает детям выбрать роль их сказки и не кому не говорить о ней. Затем каждый ребенок выходит на середину зала и мимикой, пантомимой, звуками изображает своего героя. Остальные дети отгадывают, называют и показывают его.
Слайд 10
Игры, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний
«Профессии»
Дети,
разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по
заданию педагога, веселого и грустного художника, воспитателя, строителя, водителя, парикмахера и т. д., имитируя движения, характерные для людей определенной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой — веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.
Слайд 11
«Кубик»
Педагог бросает кубик, на каждой грани
которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние (радость,
грусть, испуг, злость, удивление). Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.
Слайд 12
«Хоровод»
Дети встают в круг и по
команде педагога показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика,
злого волка, сердитого медведя, веселую бабочку, испуганного зайчика, удивленную сову.
Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность,
следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики.
Опыт показывает, что формирование выразительной речи у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.
Слайд 14
Театрализованные игры
Особо
надо выделить театрализованные игры с сюжетным замыслом и ролевыми
действиями. Одна из ведущих ролей в них принадлежит логопеду. Дети вначале будут только зрителями. Речь логопеда на этом этапе служит им образцом для подражания. Они стараются прочувствовать интонации, особенно построенные на контрастах. Постепенно творческая активность детей возрастает, у них развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.
Кроме театрализованных игр развитию выразительности речи могут способствовать и другие их виды: подвижные, словесные, дидактические, а также игровые упражнения, которые могут использоваться как самостоятельно, так и включаться в какие-либо занятия.