Слайд 2
По представлениям древних чувашей, каждый человек обязательно должен
был сделать два важных дела в своей жизни: поухаживать
за стариками-родителями и достойно проводить их в «другой мир», вырастить детей достойными людьми и оставить их после себя. Вся жизнь человека проходила в семье, и для любого человека одной из главных целей в жизни было благополучие его семьи, его родителей, его детей.
Родители в чувашской семье. Старинная чувашская семья кил-йыш обычно состояла из трех поколений: дедушки-бабушки, отца-матери, детей.
В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери относились с любовью и уважением, Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях, в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине. В некоторых песнях рассказывается о чувствах взрослого человека, переживающего потерю своих родителей.
С особой любовью и почетом относились к матери. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи», произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме. Анне, апи, атăш — для чувашей понятие священное. Эти слова никогда не использовали в бранной речи или в насмешках.
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА
Слайд 3
Обряды и праздники чувашей в прошлом были тесно
связаны с их языческими религиозными воззрениями и строго соответствовали
хозяйственно-земледельческому календарю.
Цикл обрядности начинался с зимнего праздника испрашивания хорошего приплода скота — сурхури (овечий дух), приуроченного ко времени зимнего солнцеворота. Во время празднества дети и молодежь группами обходили подворно деревню, заходя в дом, желали хозяевам хорошего приплода скота, пели песни с заклинаниями. Хозяева же одаривали их кушаньями.
В «Манкун» первого гостя считали почётным: усаживали его на подушку, наряжали.
Слайд 4
Потом наступал праздник почитания солнца саварни (масленица), когда
пекли блины, устраивали катания на лошадях вокруг селения по
солнцу. В завершение масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни» (саварни карчакё). На весну же приходился многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам манкун (совпавший затем с православной пасхой), который начинался с калам кун и завершался серен или вирём — обрядом изгнания зимы, злых духов и болезней. Молодежь ходила группами по деревне с рябиновыми прутьями и, хлеща ими людей, постройки, инвентарь, одежду, выгоняла злых духов и души умерших, выкрикивая «серен!». Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами. В конце XIX в. эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.
Слайд 5
Манкун – "Великий день"
Манкун — праздник встречи весеннего
нового года по древнечувашскому календарю. Название манкун переводится как
«великий день». Примечательно, что первый день весеннего нового года язычествующие восточнославянские племена также называли Велик День. После распространения христианства чувашский манкун совпал с христианской Пасхой.
По древнечувашскому календарю манкун отмечался в дни весеннего солнцеворота. Чуваши-язычники начинали манкун в среду и праздновали целую неделю.
Слайд 6
У любого праздника – своя красота, свои обычаи,
обряды и приметы. Немало их и в Пасху.
Бог воскрес,
и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна…
Отрывок из стихотворения
Я. Полонского «Пасхальные вести»
Пасхальные хороводы
Слайд 7
В день наступления манкун рано утром детвора выбегала
встречать восход солнца на лужайку в восточной стороне от
деревни. По представлениям чувашей, в этот день солнце восходит пританцовывая, т. е. особенно торжественно и радостно. Вместе с детьми на встречу нового, молодого солнца выходили и старики. Они рассказывали ребятам древние сказки и легенды о борьбе солнца со злой колдуньей Вупар. В одной из этих легенд повествуется, что за долгую зиму на солнце постоянно нападали злые духи, посланные старухой Вупар, и хотели его стащить с неба в преисподнюю. Солнце все меньше и меньше появлялось на небе.
Слайд 8
Тогда чувашские батыры решили освободить солнце из плена.
Собралась дружина добрых молодцев и, получив благословение старцев, направилась
на восток, чтобы вызволить солнце. Семь дней и семь ночей сражались батыры со слугами Вупар и наконец одолели их. Злая старуха Вупар со сворой своих помощников убежала в подземелье, спряталась во владениях Шуйтана.
С восходом солнца люди поднимались на вершины священных гор и возносили молитвы о благополучии и урожае.
Слайд 9
Мǎнкун» - самый светлый и большой и праздник
у чувашей. Перед пасхой женщины обязательно моют избу, белят
печи, мужчины наводят порядок во дворе. К пасхе варят пиво и наполняют бочки. В день перед пасхой моются в бане, а ночью идут в церковь на «Автан келли». На пасху и взрослые и дети наряжаются в новые одежды. Красят яйца, готовят «чǎкǎт», пекут пироги.
Слайд 10
«Христос Воскрес» (А. Н. Майков)
Повсюду благовест гудит,
Из
всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес!
Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля…
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Слайд 11
При входе в дом первой стараются пропускать девочку, потому
что считается, что если первый вошедший в дом женского пола,
то и у скотины больше будет тёлочек, ярочек. Первой вошедшей девочке дают крашеное яйцо сажают на подушку, и она должна сидеть тихо- тихо, чтобы и куры, утки, гуси так же спокойно сидели в своих гнёздах и вывели птенцов.
« Мǎнкун» длится целую неделю. Дети веселятся, играют на улицах, катаются на качелях. В старину на каждой улице специально к пасхе строили качели. Где катались не только дети, но и парни и девушки.
Слайд 12
Взрослые на пасху ходят « калǎм», в некоторых
деревнях это называют «пичке пуçлама» т. е. открывать бочки.
Собираются у одного из родственников, а затем ходят по очереди из дома в дом с песнями под гармошку. В каждом доме угощаются, поют, пляшут.
Слайд 13
Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на
воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования.
Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.
Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. В этом году Пасха будет праздноваться 16 апреля.
Слайд 14
Богослужение в этот день особенно торжественно, обряды особенно
красивы. Одежды священнослужителей торжественны и изменяются на протяжении всей
службы: от черного до красного. Каждый цвет облачения имеет свой символический смысл: черный цвет – цвет скорби, белый – цвет святого духа и одевается он священнослужителями в период, когда Господь наш Иисус Христос, Воскрес. Красный цвет – цвет мучеников и цвет Господа нашего. Священники одевают красные облачения в конце
праздничной литургии, говоря о том, что
столько мук вынес Иисус Христос за свою
веру, за свое учение.
Слайд 15
После того, как окончится служба, верующие «христосуются» —
приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»
Слайд 16
Во всех храмах России начинают звонить колокола радостным,
красивым, красным звоном, который называется трезвон.
В течение всей
пасхальной недели в храмах разрешается любому желающему звонить в колокола, поэтому отовсюду звучит беспрерывный радостный колокольный звон, поддерживая праздничное настроение.
Слайд 17
Вокруг храмов с торжественным пением совершаются крестные ходы,
в дни Пасхи на Руси люди стараются заботиться о
слабых, больных, порадовать ближних, готовят праздничное угощение: делают пасхи (вкусное праздничное блюдо из творога), пекут куличи (сдобный пирог), красят яйца.
Слайд 18
В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной
хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на
Пасху, могли ощутить единство через вкушение общего хлеба.
Символ единства перешёл к куличам и пасхам. На творожной пасхе, как
правило, ставят печати
с буквами «ХВ» .
Слайд 19
Обычай в Воскресение Господне дарить друг другу красные
яйца символизирует возрождение жизни из-под мертвой скорлупы. Красный цвет
напоминает о пречистой крови Спасителя.
Слайд 20
В настоящее время стало модным дарить яйца, украшенные
искусственным материалом, например, тканью, бисером.
Возрождение новой жизни из “яйца”,
символизирует и появление цыплят. Поэтому наравне с дарением яиц, преподносят также в подарок и цыплят.
Слайд 23
Крашеные яйца с поздравлениями и пожеланиями
Слайд 24
Вот так проходит праздник Пасхи в нашей семье