Слайд 2
Хлеб всегда был важнейшим продуктом,
мерилом всех ценностей. Есть только одно слово, которое равнозначно
слову «хлеб». Это слово – «жизнь». Что может быть важнее хлеба?
И в наш век, век великих достижений, он составляет основу всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть и газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.
Слайд 3
«Хлеб – соль»
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью
и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких
встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Слайд 4
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость
и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В. Бакалдин
Слайд 5
С хлебом и солью до сих пор встречают
важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его
и съесть.
Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли», т. е. разделить все их беды и заботы.
Слайд 6
Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен
в России с давних времен. Сочетание хлеба и соли
играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражал пожелание богатства и благополучия,
а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил и влияний.
Слайд 7
Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином
отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался
как оскорбление.
Недаром говорится «от хлеба-соли и царь не отказывается».
Слайд 8
В 16 веке русский государь во время обеда
посылал гостям со своего стола хлеб и соль: хлебом
он выражал свою милость, а солью —любовь.
По народным понятиям, самый большой упрек, который можно сделать неблагодарному, это сказать: «Ты забыл мой хлеб да соль». «Хлебосольством» и доныне называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.
Слайд 9
Выражение «хлеб-соль» в России было обобщенным названием угощения.
Приглашение на «хлеб-соль» являлось формулой приглашения на пир.
Слайд 10
В наше время приветствуют сидящих за столом словами
«Приятного аппетита!»; в старину в таком случае говорили «Хлеб
да соль!», причем этой формуле придавали особое значение, полагая, что она отгоняет нечистую силу и всякое зло.
Слайд 11
Ни один продукт не имеет такой длинной истории,
как хлеб. Около десяти тысяч лет назад люди начали
есть зерна еще не «прирученных» пшеницы, ржи, ячменя, овса, риса. Потом научились варить из них каши и похлебки.
Слайд 12
И вот однажды какой-то древний человек заметил, что
из зерен, оброненных на землю, через некоторое время выросли
новые колоски. Посадив в землю зернышки, он собрал первый урожай. И это стало одним из главных открытий в истории человечества.
Слайд 13
Постепенно многие другие племена обучились этому невиданному ранее
искусству — земледелию, перестали бродить в поисках пищи.
Слайд 14
Каменными зернотерками растирали зерно в муку, из которой
пекли пресные лепешки на раскаленных в огне камнях.
И
тогда древние люди стали жить оседло, рядом со своими полями строить дома и поселки. Выходит, отчасти хлебу люди обязаны тем, что живут сейчас в селах и городах!
Слайд 15
Способ изготовления кислого теста, наиболее нам привычного, открыли
еще в Древнем Египте несколько тысяч лет назад.
От
египтян хлебопечению научились другие страны.
Слайд 16
На завтрак, обед или ужин, что бы ни
стояло на столе — всегда на почетном месте хлеб.
Убери его со стола — и все уже как-то не так, и еда не такая вкусная.
Недаром говорят, хлеб «всему голова». Он — источник белка, углеводов, минеральных веществ, витаминов и клетчатки, которая улучшает пищеварение и «прочищает» кишечник.
Слайд 17
В хлебе много полезных для человеческого организма веществ:
фосфора, калия, магния, серы (что вовсе не означает, что
их можно есть в чистом виде). Хлеб питателен, вкусен, недорог, легко усваивается сам и помогает усваивать другие продукты
Слайд 18
Хлеб пшеничный
Между тем не так-то просто испечь хлеб.
Тесто замешивается из муки, воды, сахара, соли, дрожжей или
других заквасок. В зависимости от рецепта тесто готовится в течение одного-трех и более часов.
Его месят, подмешивают, следят, чтобы не вылезло из посуды.
Слайд 19
В России издавна говорили: «творить тесто», то есть
растворять его, чтобы оно не было крутым. И вообще
относились к печению хлеба очень серьезно. Вспомни выражение «расти как на дрожжах»? С хлебом, как с ребенком, надо нянчиться, беречь от сквозняков, иначе осядет.
Слайд 20
Только при такой постоянной заботе тесто будет пышным,
а хлеб — вкусным. Но и в печи тесто
не просто превращается в румяную буханку. Там тоже нужен глаз да глаз, чтобы не подгорело, не подопрело.
Слайд 21
Зато когда потянет вкуснейшим духом свежеиспеченного хлеба —
даже сытый и тот захочет полакомиться поджаристой краюшкой с
молоком!
Слайд 22
Хлеб всему голова. Ржаной хлеб всему голова.
Хлебушко калачу
дедушка (ржаной пшеничному).
От хлеба-соли не отказываются.
Хлеб-соль платежом красен.
Слайд 23
Праздник блинов и поцелуев
МАСЛЕНИЦА!
ЗДРАВСТВУЙ,
Слайд 24
Масленица справляется за семь недель до Пасхи и
приходится на
период с конца февраля до начала марта.В этом
году масленица начинается с 3 марта.
Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением.Это самый весёлый,самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились ещё с субботы предшествующей недели.
Слайд 25
В Калужской губернии, начиная печь заранее блины,хозяйка посылала
мальчика лет 8-10 «встречать масленицу» : давала ему блин,
с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал :
Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!
Соху, борону-
И пахать пойду!
Слайд 26
Эту неделю перед началом Великого поста издавна называли
«сырной» или «мясопустной». Уже нельзя было есть мясо, хотя
разрешались молоко и молочные продукты, рыба. Зато русский народ придумал очень приятное кушанье-блины.Со сметаной, маслом, икрой…
Они и стали обязательным блюдом и даже символом масленицы.
Слайд 27
Блины пекли в течение всей недели. У зажиточных
горожан каждый день к столу подавался новый вид блинов:
картофельные, манные, пшенные, рисовые. Дамы-благотворительницы и просто богомольные старушки разносили их по больницам, приютам, тюрьмам. Обязательным было хождение «на блины» к родственникам, особенно к старшим по возрасту.
Слайд 28
Веселье и смех , песни и пляски царили
всю неделю. Недаром её ещё называли «широкой» или «весёлой».
Сложилось и окрепло убеждение: если не потешить душу на широкую масленицу - значит и жить в горькой беде.
Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были определённые действия, правила поведения. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.
Слайд 32
ЧЕТВЕРГ-РАЗГУЛ (перелом,широкий четверг)
Слайд 38
ВОСКРЕСЕНЬЕ-ПРОВОДЫ,ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ
Слайд 39
С той же целью в прощенное воскресенье ходили
на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись
праху родных.
С этой мудрой традицией встречаемся и в художественной литературе. В пьесе А. Н. Островского «Не так живи, как хочется», находим: «В кого такой уродился? Теперь дни прощеные, и чужие мирятся, а у них и вставаючи, и ложаючись брань да перекор...»