Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом и получил свое название от крупного торгового села Хохлома, куда на торги свозились все деревянные изделия.
Слайд 2
Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом
и получил свое название от крупного торгового села Хохлома,
куда на торги свозились все деревянные изделия.
Слайд 3
Хохломская роспись представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, в
которой применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и
узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светло-зеленый, жёлтый, белый.
Слайд 6
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах,
на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда
пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.
Слайд 7
Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая
из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она
включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное». Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, поставки и вазы, вырезают ложки и ковши. Их сушат и покрывают специальным грунтом красно-коричневого цвета, от чего все они становятся похожими на глиняные. Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные, и в таком виде поступают в цеха росписи.
Слайд 8
Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают
в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая
пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом, дерево превращается в «золото». Благодаря специальному покрытию лаком и высокотемпературной обработке они весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причем она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также соленых и кислых продуктов.