Слайд 2
Воображе́ние — это высшая психическая функция, способность сознания создавать
образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль
в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением
Что такое воображение?
Слайд 3
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться
в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических
действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны. Например, при моделировании абстрактных процессов и объектов.
Слайд 4
«Воображение — психические процессы, заключающиеся в создании новых образов
(представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в
предшествующем опыте».
Разновидность творческого воображения — фантазия.
Слайд 5
Классификация процессов воображения
1.По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание
действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
с относительной
новизной образов;
с абсолютной новизной образов.
Слайд 6
По степени целенаправленности:
активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое
воображение;
пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.
Слайд 7
По виду образов:
конкретное;
абстрактное.
По степени волевых усилий:
преднамеренное
непреднамеренное.
Слайд 8
По приёмам воображения:
агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
гиперболизация —
увеличение или уменьшение предмета и его частей;
схематизация — выделение различий
и выявление черт сходства;
типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.
Слайд 9
Развитие воображения у детей
Через творчество у ребёнка развивается
мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы.
Отправной точкой
для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.
Слайд 10
Развитию воображения способствуют
ситуации незавершенности;
разрешение и даже поощрение множества
вопросов;
стимулирование независимости, самостоятельных разработок;
билингвистический опыт;
позитивное внимание к ребёнку со
стороны взрослых.
Слайд 11
Развитию воображения препятствуют
конформность;
неодобрение воображения;
жесткие полоролевые стереотипы;
разделение игры и
обучения;
не готовность к изменению точки зрения;
преклонение перед авторитетами.
Слайд 12
Функции воображения
представление действительности в образах, а также создание
возможности пользоваться ими, решая задачи;
регулирование эмоциональных состояний;
произвольная регуляция познавательных
процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;
формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.
Слайд 13
Воображение и когнитивные процессы
Воображение является познавательным процессом, специфика
которого состоит в переработке прошлого опыта.
Воображение неразрывно связано с
мышлением.
Слайд 14
И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации,
мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение.
В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.
Слайд 15
В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий,
впечатлений, представлений, то есть следы памяти.
Генетическое родство памяти
и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов.
Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.
Слайд 16
Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов
воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит
от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.
Слайд 17
Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь
имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать
сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства».
Слайд 18
Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить
следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и
нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции.
Слайд 19
Воображение — один из основных аспектов успешной игры
актера, художника, писателя, поэта, режиссера и других творческих личностей.
Без воображения сложно представить себе любое воплощение творческого замысла. Методы развития творческого воображения могут быть самыми разнообразными.
Слайд 20
Приемы воображения
Базовые приемы фантазирования
Это наиболее общие и универсальные
приемы, которые применяются при решении очень многих творческих задач.
1.
Прием уменьшения.
2. Прием увеличения.
3. Прием объединения.
4. Прием дробления.
5. Прием наоборот.
Слайд 21
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
Для развития зрительного воображения.
Предложите ребенку рисунок
с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь
интересное, используя эти изображения. Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.
Слайд 22
Игровые упражнения.
«Геометрические рыбки».
Внимательно посмотри на геометрические фигуры
и дорисуй рыбок.
Слайд 24
«Точки».
Покажите ребенку на примере, как можно соединять точки,
сделать рисунок. А теперь предложите ему самому попробовать нарисовать
что-либо, соединяя точки. Использовать все точки каждый раз не обязательно.
Слайд 26
Игра «Пантомима».
Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо
предмет (поезд, машину, чайник) или какое-нибудь действие (умывание, рисование,
плавание).
Если с первого раза не получается, покажите сами, как это нужно делать. Поиграйте в «угадайку»: ребенок угадывает, что Вы изобразили, а затем наоборот – Вы должны догадаться, что изображают жесты и мимика ребенка. Не забывайте о смешных вариантах.
Слайд 27
«Комбинирование»
Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше
предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.
Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать совсем. Размеры фигур можно менять. Главное условие – нельзя добавлять произвольные фигуры.
Слайд 28
Субтест 1. Эскизы. Задача: в квадратах теста приводится
множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить
в различные изображения.
Субтест 2. Спрятанная форма. Задача: найти различные фигуры, скрытые в сложном, мало структурированном изображении.
Слайд 29
Для развития вербального (словесного) воображения.
Предложите ребенку игру: «Попробуй
представить, что будет, если … открыли школу для кошек,
люди научились летать, собаки стали разговаривать на человеческом языке».
Можно также использовать игру «Зверь, птица, небылица». Она проводиться в кругу. Ведущий указывая рукой на кого-нибудь из детей произносит: «Зверь». Ребенок должен назвать любое животное. Далее игра идет по кругу. Ведущий произносит: «Птица». Следующий ребенок называет любую птицу. Ведущий произносит: «Небылица». Тот ребенок, на кого указал ведущий, должен выдумать короткую небылицу.
Слайд 30
«Волшебный лес».
Представь себе, что ты оказался в лесу,
а вокруг туман и почти ничего не видно, одни
неясные очертания каких-то предметов. Посмотри на эти «предметы» и дорисуй то, что бы ты мог встретить в лесу.
Слайд 31
Анализ анекдотов, пословиц и поговорок:
цель: научиться видеть,
где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.
метод: практически
каждая пословица и поговорка основана на том или ином приеме. Анализируя их, учишься обнаруживать приемы.
В анекдотах полезно анализировать финальную часть (которая вызывает смех). Полезное задание на фантазирование – придумать анекдот самому.
Слайд 32
Анализ сказок: отделение фантастичного от реального:
цель: научиться видеть,
где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.
метод: берем
сказку и отделяем в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются 2 истории.
Слайд 33
Придумать фантастическое растение, животное, явление:
цель: научиться применять
приемы фантазирования.
метод: дать подобное задание. Позже, в процессе освоения
курса проанализировать его выполнение. После изучения приемов и методов фантазирования – дать подобное задание еще раз.
Слайд 34
Игра «что изменилось»:
цель: развитие воображения, преодаление косности
мышления.
метод: человек загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а
другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.