Слайд 2
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain)
— пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.
В
дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года,
и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Слайд 3
История возникновения
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey),
опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейн вошел в её
посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Слайд 4
Правила составления
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и
основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая
структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:
Обратный синквейн — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
Зеркальный синквейн — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
Синквейн-бабочка — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
Корона синквейнов — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Слайд 5
Синквейн с точки зрения педагогики
Написание синквейна является
формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в
информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины
Слайд 6
Дидактический синквейн
Дидактический синквейн развился в практике американской школы.
В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на
содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово - резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Слайд 7
Зачем нужен синквейн?
И литературоведы, и педагоги сходятся в
одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не
только художественный потенциал писателя и самой темы произведения, но и исподволь дает возможность понять отношение поэта к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в школьную программу. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом и для освоения, и для проверки лингвистических способностей и знаний учеников. Синквейн укоренился в школьной программе благодаря сочетанию таких функций:
развитие образного мышления;
расширение словарного запаса;
приобретение навыка анализа сложной информации;
приобретения навыка выявления главного из массы информации;
развитие умения формулировать и делать вывод.
Слайд 8
Пример дидактического синквейна:
Строка №1: Напишите одно слово, которое
одновременно станет темой и заголовком произведения.
Строка №2: Напишите
два слова-характеристики персонажа.
Строка №3: Напишите три глагола, которые передают деятельность персонажа. Например: Помогает, спасает, борется со злом. Обратите внимание, что здесь вместо третьего глагола использовано словосочетание, которое вполне подходит по смыслу – что и является приоритетным при составлении дидактического синквейна. Поэтому не ограничивайте фантазию ради соблюдения формальности.
Строка №4: Напишите, какие эмоции и чувства вызывает персонаж. Например: Хочу быть похожим на него. Иногда в качестве четвертой строки бывает удобно использовать устойчивое выражение, фразеологизм. Например, в данном случае подойдет афоризм «Смелость города берет». Скорее всего, учитель по достоинству оценит знание учеником крылатых выражений.
Строка №5: Напишите одно слово, которой соответствует теме и вашему отношению к ней. Как бы вы охарактеризовали персонажа? Например: Герой.
Бэтмен.
Сильный , справедливый.
Помогает, спасает, борется со злом.
Хочу быть похожим на него.
Герой.
Слайд 9
Лёд.
Твёрдый, холодный.
Замерзает, скользит, тает.
Замораживает руки.
Зима.
Слайд 10
Велосипед.
Быстрый, двухколёсный.
Катится, едет, падает.
Навстречу ветру и
приключениям.
Транспорт.
Слайд 11
Масленица.
Яркая, задорная.
Веселит, смешит, бодрит.
Древний обряд, связанный с проводами
зимы.
Блины.
Слайд 12
Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.