Слайд 2
Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез
различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства
и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр.
Слайд 3
Солнце русской поэзии
Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский
поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы.
Родился 26
мая в Москве. В Немецкой слободе. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – «орапа» Петра Великого.
Слайд 4
О театре
Пушкин считал театр важнейшей частью национальной культуры.
Он
страстно проповедовал идеи самобытного театра и выступал против подражания
западным образцам против приспособления «всего русского ко всему европейскому»
Исследованию родной жизни и должен подчинить драматический поэт свое произведение.
Народность театрального искусства Пушкин не ограничивает лишь общедоступностью зрелищ: он рассматривает драму как исследование жизни народа во имя его совершенствования.
Слайд 5
Первые шаги в драматургии
Раздумывать о театре поэт начал
ещё в лицейские годы. Он постоянно посещал Петербургский Большой
театр, вечера у Шаховского, где шли дискуссии и сценическом мастерстве и где он многое слышал из уст самих актёров и авторов пьес, опер, балетов. Заседания общества «Зелёная лампа» помогали проводить в систему пёстрые и разнообразные театральные впечатления.
Слайд 6
Статья «Мои замечания об русском театре» (1820)
Уже в
этой ранее статье А.С. Пушкин поднял самые важные проблемы
– актерского мастерства, национальной исполнительской манеры. Для которой характерны «игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевлённых движений». Самым ценным и примечательным в игре русских актёров он считает истинную взволнованность и вдохновение. Умение свободно распоряжаться голосом, жестом, пластикой, способность подчинить их созданию характера.
Слайд 7
Замыслы
Замыслы в 1821 задумана трагедия о республиканце Вадиме
Новгородском. Судя по сохранившимся отрывку и плану, «Вадим» задуман
был Пушкиным как политическая трагедия. К этому же времени (1821) относится и замысел комедии об игроке (сохранились стихотворный отрывок и плана). В рамках типичной на русской сцене того времени светской стихотворной комедии Пушкин, видимо, хотел дать сатирическое разнообразие барина-картёжника, проигравшего в карты преданного ему крепостного слугу («дядьку»). Однако оба эти замысла Пушкина оставляет в своём начале.
Слайд 8
Борис Годунов
Эта трагедия, написанная в 1825, является синтезом
общественно-политических раздумий и художественных исканий драматурга в это период.
Пушкин осознаёт, что для этого новаторских начинаний в области новой русской драмы неприемлемы принципы системы театра классицизма и утверждает: «Успех или неудача моей трагедии будет иметь влияние на преобразование драматической нашей системы». «Хотя я вообще всегда был довольно равнодушен к успеху иль неудаче своих сочинений, но, признаюсь, неудача «Бориса Годунова» будет мне чувствительна, а я в ней почти уверен».
Слайд 9
Новаторство
Новаторство Пушкина не было понятно и принято современниками.
С легкой руки первых «критиков» трагедия была признана «несценичной».
К сожалению, новаторской подход к даме не был оценен и Белинским: «Прежде всего скажем, что Борис Годунов» Пушкина – совсем не драма, а разве эпическая поэма в разговорной форме…
Слышите слова, часто исполненные высокой поэзии, но не видите ни страстей, ни борьбы, ни действий. И далее: В «Борисе Годунове» Пушкина почти нет никакого драматизма».
Слайд 10
Развитие жанра
Развитие жанра Пушкин неоднократно возвращался к замыслам
трагедий и комедий . В 1830 в Болдине завершил
цикл «Маленьких трагедий». В них на материале различных эпох и национальных характеров Пушкин раскрывает «судьбу человеческую». Отказываясь от изображения широкого фона исторических событий писатель исследует страсти человека, погружаясь в тончайшие нюансы переживаний. Добиваясь «правдоподобия чувствований». Тема скупости, зависти, тема любви, прославление силы и духовной красоты человека получают здесь оригинальное, лаконичное, философски глубокое разрешение. «Маленькие трагедии» по своей художественной завершённости – шедевр мировой драматической поэзии.
Слайд 11
Вклад в развитие драматургии
Вклад в развитие драматургии Огромной
заслугой А. С. Пушкина перед отечественным театром является создание
русской народной драмы. Он не только теоретически обосновал эстетику реализма, но и создал драматургические произведения по принципам этой эстетики. Глубина социально – психологических характеристик исторических персонажей, умение динамически строить действие, а не рассказывать о нём, жизненность образа народа – героя истории, а не исторического фона, богатство и красочная образность языка – все это остаётся под сей день образом в драматургии.
Слайд 12
Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина
Слайд 13
Московский драматический театр имени А. С. Пушкина
Слайд 14
Заключение
Пушкин как драматург и театральный деятель оказал
решающее влияние на всю последующую историю театра. Глубина социально
– психологических характеристик исторических персонажей, умение динамически строить действие, а не рассказывать о нём, жизненность образа народа – героя истории, а не исторического фона, богатство и красочная образность языка – все это остаётся по сей день образом в драматургии.