Слайд 2
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
1.
Христианство и его влияние на педагогическую мысль эпоху средневековья
и Возрождения .
2. Культура и просвещение Западной Европы в условиях возрождения классических идей гуманизма античности и развития научных знаний.
3. Я.А. Коменский и становление педагогики как науки.
Слайд 3
Исторический период от падения Римской империи (V в.)
до первых буржуазных революций (XVII в.) — этот период
и составляет эпоху средних веков, когда в сфере образования господствовали
духовные феодалы — «князья церкви».
Они владели основным источником богатства и властью в эту эпоху — огромными земельными наделами.
Слайд 4
С УСТАНОВЛЕНИЕМ МОНОПОЛИИ ЦЕРКВИ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ
ЕВРОПЕ ОСНОВНЫМИ ТИПАМИ ШКОЛ СТАЛИ:
приходские (при церковном приходе),
в которых священники готовили себе помощников из мирян;
монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала;
соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.
Слайд 5
Во всех этих школах дети 7—15 лет обучались
грамматике, риторике и «диалектике», а в более крупных учебных
заведениях такого типа, наряду с указанными предметами, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью, музыка - в сумме своей «семь свободных искусств».
Слайд 6
РАЗВИТИЕ МАНУФАКТУРЫ, РЕМЕСЛА И ТОРГОВЛИ, РОСТ ГОРОДОВ ОБУСЛОВИЛИ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ В XIII—XIV ВВ. НОВОГО ТИПА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Цеховые школы
давали начальное образование сыновьям городских ремесленников.
Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей.
В школах указанного типа, содержание образования приобрело практическую направленность для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык.
Слайд 7
В XV—XVI ВВ. ЦЕХОВЫЕ И ГИЛЬДЕЙСКИЕ ШКОЛЫ СЛИЛИСЬ
В ГОРОДСКИЕ ИЛИ БЮРГЕРСКИЕ, ПЕРЕШЕДШИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАТОВ
(САМОУПРАВЛЕНИЙ).
Слайд 8
РЫЦАРСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
(ОБСЛУЖИВАВШАЯ ИНТЕРЕСЫ ФЕОДАЛОВ)
Ее основу
составляли «семь рыцарских добродетелей»: верховая езда, плавание, владение копьем,
фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах.
Слайд 9
В XII—XIII ВВ.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСШИРЕНИЯ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ,
РАЗВИТИЯ МАНУФАКТУРЫ,
ПРОНИКНОВЕНИЯ В ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ АРАБСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
СТАЛИ ВОЗНИКАТЬ УЧЕБНЫЕ
ЗАВЕДЕНИЯ СВЕТСКОГО ТИПА, СОЧЕТАЮЩИЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СО СПЕЦИАЛЬНЫМ,
ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ.
Слайд 10
Трактат Винцента из Бове
«О наставлении сыновей
правителей
и благородных людей»
Автор высказывал прогрессивные для своей эпохи идеи:
о развитии путем специальных упражнений, унаследованных человеком от природы способностей и дарований;
о необходимости формировать у детей привычку сочетать слово и дело, гармонизировать их друг с другом, о важности обеспечивать соответствие чтения учащихся их возрасту и уровню общеобразовательной подготовки и т. п.
Слайд 11
Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали
в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к
знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации, в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима.
Слайд 12
Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе
французского писателя, ученого-гуманиста, одного из видных представителей педагогической мысли
эпохи Возрождения Франсуа Рабле (р. ок. 1494 г. ум. в 1553 г.) «Гаргантюа и Пантагрюэль».
В этом романе нашли отражение и
новые идеи педагогики данной эпохи,
соответствующие гуманистическому
идеалу оптимистичного,
жизнерадостного, сильного духом
и телом человека.
Слайд 13
Французский философ
Мишель Де Монтенъ
(1553-1592гг.)
Особенно большое значение
он придавал занятиям, которые ведутся с учащимися
«не на слух, но путем опыта, направляя и формируя их души не столько наставлениями и словами, сколько примерами и делами».
Слайд 14
В XVI в. в колледжах и университетах Франции
не изучались физика и геометрия, а Монтень подчеркивал необходимость
включения этих дисциплин в учебные планы.
Он выступал против схоластического преподавания всех предметов, в частности истории, резко критикуя сведение этого предмета к усвоению дат и имен. Пусть учитель, призывал Монтень, «преподает юноше не столько события, сколько уменье судить о них».
Монтень один из первых выступал за новую, антисхоластическую и антиавторитарную педагогику, построенной на уважении личного достоинства воспитанника.
Слайд 15
К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего
среднего образования — классического. Оно было порождено возросшим в
эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия.
Слайд 16
ДЖОН ЛОКК
Локк выдвинул и обосновал идею «чистой доски»,
согласно которой все знания человека возникают из опыта,
из
мира чувств.
Педагогическая концепция Локка, основанная на этой идее,
изложена в его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693 г.),
к которому примыкает работа «О воспитании разума».
Оба произведения резко критикуют господствовавшую еще в XVII в.
педагогику с присущими ей основными чертами средневековой
церковной школы.
Слайд 17
призывал «учить всех - всему» (идея
всеобщего начального обучения),
доказывал, что начинать обучение надо на
родном, а не на латинском языке,
обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе (макромир) вообще и природе ребенка (микромир) в частности.
ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
Слайд 18
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ:
Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных
периода (по шесть лет каждый):
От рождения до 6 лет
– детство
От 6 до 12 – отрочество
От 12 до 18 – юность
От 18 до 24 – возмужалость.
Для детей 6 лет предлагал материнскую школу. Для отрочества – школа родного языка. Для юношества – латинская школа, гимназия. Для возмужалых людей – академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.
Слайд 19
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ:
Принцип наглядности, «золотое правило» дидактики: «Все, что
только возможно, предоставлять для восприятия чувствами».
Выступал против механической
зубрёжки, за сознательное учение.
Настаивал на систематичности обучения. Говорил, что надо идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному.
Большое значение придавал последовательности обучения: изучению нового материала должно быть подготовлено предыдущими знаниями.
Слайд 20
Я. А. Коменский подчеркивал в своей
«Великой дидактике»
(1632 г.), что образование только тогда имеет ценность, когда
благотворно действует на нравственность учеников.
Он утверждал, что «ученость без добродетели
- все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи».