Слайд 2
Жизнь и творческий путь педагога
28 март 1592
– в городке Нивница родился Ян Амос Коменский
1608 – становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове
1611 – проходит обряд протестантского крещения, берет второе имя – Амос
1613 – поступает на богословский факультет Герборнского университета
1614-1618 – управляющий Советом братской Общины в Пшерове и учитель- проповедник в Фульнеке
1628 – ректор национальной школы в г. Лешно
1641 – путешествие в Англию
1642 – переезжает в Гаагу, а затем в Лейден
1642-1648 – работа в Швейцарии по реформированию школы
1650 – получает предложение осуществить реформу школ в Верхней Венгрии
1651-1654 – преподавание в городе Шарош-Патак
1956-1958 – жизнь и деятельность в Амстердаме
15 ноября 1670 – Яна Амоса Коменского не стало
Слайд 3
Труды Коменского
1618 - начинает первый труд
«Письма к небу»
1622-1627 – произведения «Скорбный» и «Лабиринт
света»
1928 – начинает труд «Великая дидактика»
1633 – «Материнская школа»
1928-1941 – трактаты «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии» (всеобщей мудрости)
1641 – «Путь света»
1652 – пособие «Мир чувственных вещей в картинках»
1653 – песенно-драматический сборник «Школа-игра»
1658 – «Всеобщая мудрость»
1668 – «Единственное необходимое»
1669 – «Продолжение братского завета»
Слайд 4
Участие Коменского в борьбе чешского народа за свободу
и независимость
Коменский являлся вождем общины «Чешские братья», которая
выступала против немецкого дворянства и католической церкви, угнетавших чешский народ.
Коменский выступал за всеобщее сохранение мира, установление международного сотрудничества в области политики, науки и образования.
Предлагал учредить универсальный центр, поддерживающий связи со всеми странами мира в целях улучшения человеческих отношений и общественной жизни.
Коменский написал 7-ми томный труд «Общий совет об исправлении дел человеческих», в котором наметил гуманную и демократическую программу «всестороннего исправления всех и во всем».
Поддерживал широкие мировые связи, работал в Англии над созданием «Пансофии», под которой понимал совокупность энциклопедических знаний о природе о обществе, которые были бы доступны всем людям.
Слайд 5
Мировоззрение Коменского
Коменский был публицистом, проповедником, политиком, педагогом.
Коменский сформулировал 3 основных принципа своей деятельности: «Прежде всего
это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий. Второе - необходимость вывести из необъятных масштабов науки определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого «материала» прийти к общей гармонии, которая, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, явленной в Священном писании».
По мнению Каменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром.
Коменский считает, что человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны.
Утверждал, что разум – «tabula rusa» (чистая доска).
Выдвигал идею – «всех учить всему»
Воспитание рассматривал как наиболее важный способ подготовки человека к деятельности, практической жизни, к познанию реального мира.
Слайд 6
Коменский – основоположник дидактики
Коменский в основу познания
и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал принцип
наглядности.
Коменского строил свою теорию познания по принципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости. Первая из них - теория. На второй ступени - практика. Завершение триады деятельности – применение.
Сформулировал «Золотое правило дидактики», которое требует, чтобы процесс обучения начинался наглядным знакомством с реальными вещами путем непосредственного восприятия их органами чувств: «Сначала вещь потом слово».
Коменский считает, что школы должны учить: 1) теории, 2) практике и 3) употреблению всех хороших и полезных вещей.
Коменский выступает против косности в школе, зубрежки и равнодушия учеников. Он отдавал предпочтение наглядности, объяснению вещей и процессов, признавал бескрайний полет творческой мысли.
Настаивал на сознательном учении, систематичности, последовательности и посильности обучения, требовал прочности усвоения учебного материала.
Педагог пытался связать теоретическое и практическое познание.
Слайд 7
Выделил 3 причины трудности научных занятий: первой
причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной
- порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.
Стремился развивать познавательные способности учащихся.